Одна старинная притча гласит, что при взгляде на лужу, один увидит лишь грязь, а другой — отражение звезд. Иными словами, каждый видит то, что хочет увидеть. К примеру, есть такие люди, которые старательно выискивают негатив в любых происходящих в стране событиях. Не стали исключением и события вокруг Крыма. Пока сознательные граждане искренне радовались историческому событию — воссоединению полуострова с Россией, злые языки старательно муссировали слухи о том, что содержание Крыма влетит стране в копеечку. Мол, там одних лишь пенсионеров столько, что для российского бюджета это станет неподъемной ношей. Что называется, «Боливар не выдержит двоих». Не придется ли жителям России потуже затянуть пояса, в таком случае?
Нет, не придется. Потому что, многие годы, пока Крым был в составе Украины, Россия тратила на его содержание, ни много ни мало — до 200 миллиардов рублей ежегодно. И это еще без учета накопившихся за Украиной долгов, которые и вовсе тянули на триллион. Откуда такие космические цифры, спросите вы? Смотрите сами.
Прежде всего — содержание Черноморского Флота, лишь за одно его пребывание на своей территории Украина получала от России 98 миллионов долларов или 3,43 миллиарда рублей в год. Кроме того, к примеру, за 2012 год в разного рода фонды и бюджеты Украины было перечислено около 3 миллиардов рублей. 0.37 миллиарда составили таможенные платежи. Помимо этого, стоит отметить, что на судах, объектах и предприятиях флота работают 20 тысяч жителей Севастополя, средний доход которых, в 2012 году, составлял 600 долларов. Пересчитав тогдашние зарплаты (сейчас, как минимум, не уменьшившиеся) на нынешний курс доллара, получим 4,2 миллиарда рублей. Ну и наконец, денежное довольствие военнослужащих и гражданского персонала в сумме составляло более 10 миллиардов рублей в год, то есть, собственно военнослужащие получали около 6 миллиардов рублей. Разумеется, какая-то часть зарплат моряков уж точно оседала в Крыму, на Украине, хотя выплачивалась из российского бюджета. Таким образом, еще 17 миллиардов рублей в год утекало из бюджета России в «карман» другого государства. Теперь же все эти средства будут циркулировать сугубо внутри российской экономики и в итоге, так или иначе, попадут обратно в бюджет страны, через налоги.
Далее, как известно, Крым — курортный регион. За прошлый год туристический поток в Крыму из стран СНГ составил около 2 миллионов человек, полмиллиона из которых — россияне. Среднестатистический турист расходовал в Крыму примерно 750 долларов. Если предположить, что российские отдыхающие не более расточительны, нежели остальные, значит они тоже тратили аналогичную сумму. То есть, ежегодно вывозили из России 375 миллионов долларов, или 13.1 миллиарда рублей. В то же время, остальные туристы привозили ещё 1.125 миллиарда долларов, или 39 заказать шкаф-купе по индивидуальным размерам миллиардов рублей. Соответственно теперь они будут привозить их в Россию. Общая дельта, таким образом, составит 52 миллиарда рублей в пользу РФ.
21 апреля 2010 года были подписаны т.н «Харьковские соглашения», по результатам которых, Украине, за нахождение на её территории Черноморского Флота, была предоставлена скидка на газ, составлявшая приблизительно 100 долларов за тысячу кубометров. С момента вступления в силу подписанного договора, потери российской стороны составили около 11 миллиардов долларов, то есть по 3,6 миллиарда долларов убытков в год. Если пересчитать в рубли, по нынешнему курсу, получится примерно 126 миллиардов рублей упущенной прибыли ежегодно. Теперь, когда Черноморский Флот находится на уже де факто российской территории, «харьковские соглашения» утратили смысл, посему было принято решение об их денонсации. То есть, «халява» закончилась, и Украине придется платить за газ полную стоимость. Более того, перед началом поставок голубого топлива, Россия вправе потребовать для начала рассчитаться по старым долгам. А их там набежало прилично: 385 миллиардов рублей упущенной прибыли «Газпрома», 50 миллиардов рублей долга за поставки газа, 450 миллиардов рублей штрафа за недобор газа, и 105 миллиардов рублей, вложенных в украинские государственные облигации. В итоге получаем почти триллион рублей долгов — 990 миллиардов! Украина «попала» на астрономическую сумму, вернуть которую ей абсолютно не по силам, а это означает, что на горизонте явственно замаячила угроза прекращения поставок газа. Перспектива остаться без газа, по вине Украины, вряд ли придется по душе Европе, а это значит, что возникшую проблему придется решать. Наиболее вероятный путь выхода из сложившейся ситуации — это списание Россией долгов в счет имущества. На протяжении нескольких лет российская сторона неоднократно предпринимала попытки взять под контроль украинскую газотранспортную систему. Так, в 2012 году, речь шла о возможности аренды «газовой трубы», в обмен на снижение цены на газ. Президент Виктор Янукович заявлял, что Украина рассматривает возможность передачи газотранспортной системы в аренду для обеспечения привлечения необходимых средств ее модернизации, содержания в надлежащем техническом состоянии и получения гарантий объемов транзита. Кабинет министров предлагал парламенту убрать из закона “О трубопроводном транспорте Украины” положения о запрете приватизации газотранспортной системы, но это вызвало возмущение оппозиции и законопроект был отклонен. Спустя год, попытка украинского правительства вынести данный вопрос на голосование повторилась, но снова не увенчалась успехом. Между тем, уже тогда многими экспертами отмечалось, что один из вариантов выхода из сложной экономической ситуации для Украины — это приватизация ГТС, но депутаты оставались глухи к подобным советам. В конце 2013 года «Газпром» говорил о готовности пойти на уступки в реструктуризации газового долга украинского «Нафтогаза», в случае создания газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС и допуска к добывающим проектам на территории Украины. И если тогда речь шла о двухстороннем консорциуме, то есть управлении газотранспортной системой на паритетной основе – «50 на 50», то при нынешней патовой ситуации, когда на Украине висит триллионный долг, «Газпром» может получить контроль уже над всей ГТС. Ее стоимость, по данным компании Baker Tilly, оценивается в пределах 26-29 миллиардов долларов, то есть фактически равна сумме задолженности Украины. Такой вариант развития событий, наверняка, устроит и Европу, которой больше не придется опасаться за судьбу поставляемого через территорию Украину газа, с тревогой ожидая новых «газовых войн». Что называется, «и волки сыты и овцы целы».
«Долг платежом красен» — гласит старинная русская пословица. И в самом деле, Россия постепенно возвращает себе всё, что ей принадлежит, Крым тому лучший пример. Ну и на фоне всего вышеописанного, сумма в 36 миллиардов, необходимая для выплаты пенсий крымчанам, выглядит, согласитесь, почти смехотворной.