Дорога к Чемпионату мира

710238331_1251204279132040175-2380575

Дорога к Чемпионату мира

В 30-х годах мир погрузился в экономический кризис, которые мы вслед за американцами благодаря Голливуду называем «Великой депрессией». И страны с самым разным режимом – демократические США, нацистская Германия, авторитарный Советский Союз нашли примерно один и тот же способ выхода из этого кризиса – строительство масштабных инфраструктурных объектов.  Рузвельт превратил преимущественно «железнодорожные» США в рай для автомобилиста и существующая сейчас дорожная сеть построена тогда. Автобаны, построенные при Гитлере, действуют до сих пор, отчасти по той же дороге шел и Советский Союз – были построены Беломорский канал, и канал имени Москвы, началось строительство первых участков будущего БАМа. При этом, конечно, надо учитывать, скажем, так советскую специфику. Если перед Рузвельтом стояла задача сформировать заказ для тех людей, которым рабочие места из-за депрессии не в состоянии предоставить бизнес, то Советский Союз в принципе отказывал частному сектору в праве на существование.

Дороги, которые мы выбираем

Построенные дороги заметно оживили экономику США, куча городов, которые ранее были на отшибе, стали интересны с точки зрения транспортной доступности и инвестиций. На трассах возникал всякий бизнес – бензоколонки, отели, закусочные…  Одна такая закусочная, созданная братьями Макдонольдсами, в итоге превратилась в мировой бренд, и до сих пор исправно пополняет казну США своими налогами. Да и вообще, автомобиль стал главным видом транспорта в США, в итоге права стали основным удостоверением личности. Их водит и стар и млад. То решение Рузвельта во многом определило современный облик Америки.

Но вернемся в родную отчизну. До 74-го года строительство помянутого уже БАМа шло ни шатко, ни валко и лишь после того как этот проект был объявлен «всесоюзной стройкой», магистраль начала активно создаваться. В девяностые годы Байкало-Амурскую магистраль активно критиковала вся либеральная среда во главе с одним из архитекторов «новой России» Егором Гайдаром. На момент строительства Союз весьма смутно понимал, а что он вообще по этой железной дороге возить будет – грузопоток был очень низким, во время разрухи 90-х он еще упал. Однако прошло 15 лет, и перед нами уже стоит вопрос о расширении пропускной способности БАМа – с текущим грузпотоком магистраль уже не справляется. В этом особенность всех крупных инфраструктурных проектов – выгоды от них заметны только спустя годы и десятилетия. В этой критики, со стороны, скажем так, «беспощадных прагматиков» очень много общего с критикой масштабных спортивных мероприятий, которые сейчас активно проводятся в России. В этом году состоялась Олимпиада в Сочи, в 2018-м году нас ждет Чемпионат Мира по футболу. «Дорого, и непонятно зачем все это нужно».

Всероссийская стройка

При этом все-таки не стоит строить ради того, чтобы строить. А с какой-то целью. Когда мы говорим о Чемпионате Мира по футболу – 2018, эмблема которого была представлена вечером во вторник, неизбежны параллели с Сочи. И то, и другое событие – настоящий праздник спорта, но требует значительных финансовых затрат. И критика у обоих проектов примерно одинаковая – дорого, и совсем непонятно зачем это нужно. Россия получила право на проведение Олимпиады в 2007-м году, подготовка к Олимпиаде шла на фоне «пятидневной войны» с Грузией и мирового финансового кризиса. Так и сейчас, подготовка к ЧМ будет идти на фоне достаточно сложной внешнеполитической и экономической ситуации.

В то же время, не стоит забывать о том, что Олимпиада и ЧМ совершенно разные проекты с точки зрения географии. Олимпиада традиционно проходит в одном городе, ЧМ пройдет по всей европейской части страны от Калининграда до Екатеринбурга. Это требует совершенно иного подхода к логистике – если главной трудностью для организаторов Олимпиады было доставить зрителей из собственно Сочи в горы, то сейчас задача стоит куда более масштабная – условно говоря, как быстро и за одну ночь перекинуть двадцать тысяч человек из Москвы в Питер, а потом назад. Существующая инфраструктура работает практически на пике своих возможностей – железнодорожные пути и автодороги создавались еще в советское время, и сейчас банально не справляются с потоком. Но есть надежда, что экономика страны все-таки будет расти, а следовательно, будет и увеличиваться нагрузка на имеющуюся инфраструктуру.

На самом деле мы уже видим определенные плюсы от ЧМ. Отечественный лоукостер, ВСМ Москва-Казань, новая автомобильная трасса Москва-Петербург – все это создается, в том числе и с прицелом под ЧМ. Идея «дублера» дороги соединяющей две столицы родилась еще в 70-х. Нормативная пропускная мощность трассы «Россия» — 40 000 автомобилей в сутки, сейчас, со всем расширениями она справляется с 60 000 машин и это предел. Надо строить «Дублер», но строить его можно еще 40 лет, точно также с 80-х планировалась железнодорожная ВСМ Москва-Питер. Проект дважды откладывался, первый раз в 90-х, второй раз пару лет назад. И это, кстати, не предел: идея строительства БАМа возникла в конце 19-го века, первые проектные работы проводились в 20-х годах, а реализовать его смогли только под конец советской власти. В России любят откладывать инфраструктурные проекты в долгий ящик.

ЧМ отсекает такой вариант развития события – дороги придется строить иначе, на существующих трассах будет коллапс, и болельщики вместо приятных впечатлений от просмотра полуфинала ЧМ в Петербурге, получат сомнительную радость пробки где-нибудь в районе Вышнего Волочка.

Чтобы экономика развивалась, нужно создавать для этого условия – нужно больше трасс, чтобы возилось больше грузов, а грузоперевозки были дешевле. ЧМ – хороший драйвер, он задает сроки, которые никак нельзя сорвать, сославшись на то, что денег нет, да и вообще подрядчик подвел. Заниматься подобными вещами без сверхзадачи у нас выходит гораздо хуже. Такая вот особенность российского менталитета – на Марс сгонять, чтобы американцев обогнать или там сибирские реки развернуть – это мы всегда готовы, а сделать что-нибудь простое, без надрыва, без напряжения всех сил – это мы не умеем, это проще каких-нибудь немцев позвать. С этой чертой национального характера, конечно, нужно как-то бороться, но и использовать ее сильную сторону – умение в кратчайшие сроки качественно реализовать сверхсложный проект – тоже надо пользоваться.

Миру мир

Второй важный аспект – это международные отношения. Плодами сочинской олимпиады мы воспользоваться не смогли – случился украинский кризис, который свел на нет все усилия пиарщиков. ЧМ в этом плане – второй шанс. Понятно, что отношения Путин-Обама испорчены навсегда и, если завтра не начнется вторжение пришельцев, реанимировать их не получится. Однако Обама уходит в 2016-м году, скорее всего к тому моменту со своего поста уйдет Меркель, практически гарантировано уйдет Олланд.  А даже если президент Франции с его 20% рейтингом и сомнительным титулом «самый непопулярный президент 5-й республики» каким-то чудом сможет переизбраться – ситуация в целом это не меняет, состав лидеров заметно обновится. А новым руководителям, которые не обременены грузом взаимного недоверия, обид и упущенных возможностей будет значительно проще договориться между собой. И чемпионат Мира тут прекрасный повод для визита в Россию и нормализации или усилению российско-американских или российско-европейских отношений.

Внешнеполитические дивиденды ЧМ приносит уже сейчас. Летнее турне Путина по странам Латинской Америки позволило показать, что «нас не изолируешь» и способствовало заключению большого количества различных международных договоров. Однако формальным поводом для этого турне вообще-то было посещение Бразилии – церемония закрытия ЧМ-2014 и передача эстафеты России.

В конце концов, важен еще один нюанс. Современные российские власти сильно упрекают в стремление к самоизоляции. Тем не менее, иностранцы сейчас гораздо лучше знают РФ, чем еще пятнадцать лет назад. Если тогда какой-нибудь условный англичанин мог назвать только два российских города – Москву и Петербург, то сейчас в этот список добавился Сочи и, неплохо на международной арене засветилась Казань. И вообще, Россия многое делает, что показать миру именно российские провинции – от Калининграда до Владивостока. ЧМ позволит «презентовать» еще несколько городов нашей страны – сделать Россию более понятной и открытой для иностранных туристов и обывателей. А значит, Чемпионат мира позволит встроенные шкафы на заказ по индивидуальным размерам нам и страну подлатать и с остальным миром помириться. Ну, чем не мечта?

Теги: Хоровая Олимпиада в Сочи (интеркультура)

Добавить комментарий