За последний месяц произошло сразу несколько любопытных событий в среде «продвинутой публики». Закрылся главный оплот хипстеров SimachevBar, прошел через очередное переформотирование журнал «Афиша» и подошел к концу жизненный путь Координационного совета оппозиции.
Все эти события стали логичным следствием изменения общественного климата за год в Москве и в России в целом, закрытые сообщества (в том числе оппозиционные) перестали сидеть на своих узких выделенных участках и вышли в большой мир, чтобы проявить себя там. Часть общества оказалась перед выбором открыться миру вокруг или окончательно и бесповоротно уйти во внутреннюю эмиграцию и окончательно перестать с ним коммуницировать.
Что такое был СимачевБар? Место для хипстеров с довольно жестким фейсконтролем, но одновременно как бы и довольно публичное. В теории в это место мог попасть каждый из нас, хотя не факт, что ему бы там понравилось (мне, например, там было не комфортно). При этом в рецензиях часто подчеркивается некая кукольность заведения, из-за размеров он был совершенно не способен вместить в себя хоть сколько-нибудь серьезное количество гостей. Это свой замкнутый мирок, в котором чужим (читай непохожим на тебя) совсем не рады. Собственно, именно эта закрытость и привела «Симачев» к его нынешнему кризису. По слухам, туда умудрились не пустить владельцев помещения и вот уже ставка арендной платы выросла в разы, и возник многомиллионный долг за оплату электричества. В общем, бар теперь не работает, прекрасный мир закончился не взрывом, но всхлипом. Остались либо более закрытые, «секретные» площадки (у некоторых из них даже нет страниц на Фейсбуке), либо площадки, куда может зайти твой случайный сосед в метро. И даже если Симачев решит свои проблемы и снова откроется, то так как раньше там уже не будет. В баре побывала Смерть, мир хипстеров сломан и никогда не будет прежним.
Чем был журнал «Афиша» все эти годы? Местом для своих, мало того, что именно Ценципер сотоварищи создали ту субкультуру, которую позже стали называть хипстерами или «модной молодежью», так еще именно на «Афиша» лежит немалая ответственность за то, что эта самая модная молодежь в декабре 2011 года высыпала на Болотную площадь с лозунгами «вы нас даже не представляете» и прочими милыми — смешными вещами. Ответственность за карнавализацию протеста лежит прежде всего на «птенцах Афиши». Все эти годы журнал говорил лишь о вещах, близких своему читателю, будь то комиксы, беговые клубы, новый фильм Вуди Аллена или новый гаджет. Частенько они были от компании Apple. Тогда во время декабрьских протестов «Афиша» даже говорила о разделении общества на «нацию айфона» и «нацию шансона» и какое-то время казалось, что все дурное и дремучее это про не про них «белых и пушистых», а про поддерживающих власть. Но потом было дело ресторатора Кабанова, расчленившего свою жену, предвыборная кампания Навального и события в Бирюлево. Существовать по прежнему в замкнутом мирке оказалось невозможно. Как пишет сама «Афиша» внезапно выяснилось, «что выбрать лучшего мэра Москвы значительно труднее, чем найти лучший в городе бургер. Что все развлечения Москвы вообще не знают, как быть с мигрантами, взятками и состоянием больниц — и нельзя делать вид, что всего этого не существует». «Афиша» поменялась и пообещала рассказывать не только о мире внутри очень интересного, но все же сильно ограниченного, микрокосма, но и о большом «страшном» внешнем мире. Мир журнала «Афиша» никогда не будет прежним.
Наконец, Координационный совет оппозиции – организация, которая еще год назад воспринималась, как шанс коренным образом изменить ситуацию. Мол избранные участниками Болотной люди встретятся, обсудят все злободневные вопросы и путинский режим падет. В интернет-выборах участвовали аж 83 тысячи человек (заявленный тираж «Афиши» — 84 тыс), преимущественно в Москве и Петербурге. Они избрали 30 достойных, «рукопожатных» людей (избранные по куриям это немного другая история), которые очень часто до того не занимались политикой, зато были узнаваемы тусовкой. Ну, какой из Татьяны Лазаревой политик? Да и какая у нее вообще политическая позиция, ну кроме борьбы с Путиным? Непонятно. Зато своя, оппозиционная. Я думаю, что если бы какой-нибудь Noise MC или TeslaBoy захотели бы они и тоже «решали» судьбы Родины наравне с Навальным и Каспаровым.
Что получилось в итоге известно: проект по привычке замкнулся на себя и три месяца обсуждал регламент, не выдавая никакого внешнего продукта. Окончательно привела КС в негодность (когда на собрание приходят лишь 9 из 45 участников это очевидный провал) новая установка Кремля по допущению до выборов всех сильных политических игроков. «Единая Россия» дала Навальному подписи муниципалов и началась предвыборная кампания , где кандидату впервые за последние годы пришлось говорить не со своими поклонниками — хомячками, не с теми, кто простит ему его национализм лишь за то, что он свой. Наоборот,ему пришлось аппелировать к простым людям, с их простыми, не связанными со спасением мира проблемами. Соответственно и поклонникам Навального пришлось выйти за пределы своего привычного круга и начать агитировать. Такой опыт никогда не проходит даром. Оппозиции теперь придется научиться говорить с людьми. Мир оппозиции никогда не будет прежним.
Понятно, что все эти изменения и переходы в новый статус оказались для «модной тусовки» крайне болезненными отсюда и крики про «украденный шкафы под заказ второй тур» и неосторожный твит завсегдатая «Симачева» журналисту Кашину: «вы никогда не испытывали боли». Едва не погибший в результате избиения Кашин может, конечно, гоготать над этим сколько угодно, но он не прав. Ему действительно вряд ли приходилось видеть, как символы привычного ему мира идут ко дну. Парусник «Крузенштерн» ведь пока не продали на металлолом в Чили, а Симачев закрыт!
Теги: Координационный совет оппозиции, Шансон года