Крым как инфраструктурный проект

nedorogie_kurorty_kryma_-_alushta-9626869

На этой неделе стало окончательно ясно, что ни на какие серьезные (не считать же санкциями ограничение на въезд в США паре десятков чиновников) санкции наши западные партнеры пойти по известным причинам не могут, а международная изоляция далее исключения из большой восьмерки и приостановки нескольких гуманитарных проектов не пойдет. В связи с этим критики возвращения Крыма в Россию нашли новый повод для паники, а именно то, что Крым ляжет непосильным бременем на нашу и без того обескровленную (по их словам) олимпиадой экономику. Корни этого лежат в двух проблемах: в непонимании того, что собой представляют деньги (и их роль в экономике), а так же непонимание сути инфраструктурных и крупных экономических проектов, так сказать кластерного развития.
В частности, в ней он утверждается, что Крым нашей экономике обойдется в сумму около 3 триллионов рублей (или 4% ВВП). Эта цифра довольно часто встречается (что в одной из последних статей покойного Александра Петровича Починка, что в твитах Олега Кашина) и конечно, обескураживает.

Однако начнем с того, что деньги из экономики никуда не исчезают (разве что при импорте). Если выделить на пенсии 85 миллиардов рублей в год (цифра взята исходя из средней пенсии в РФ и примерной структуры населения) они никуда не денутся. Их не съедят и не сожгут в буржуйках. Пенсионеры будут оплачивать на эти деньги счета за воду и электричество, покупать себе еду и ходить в кинотеатры. С этих денег будут уплачены налоги, эти деньги вольются в экономику. Это же касается и обычных госслужащих, и военных. Существует также необходимость инвестиций в капитальные строения, инфраструктуру, в строительство железнодорожного и автомобильного мостов в Керченском проливе, в модернизацию дорожной и железнодорожной сетей в Крыму, в расширение железной дороги Ростов-Сочи, в аэропортов и создание новых электростанций.

По оценкам на 2010 год на строительство моста требовалось от 232 до 900 миллионов долларов, не считая необходимого расширения и электрификации железнодорожной системы и автодорог. Так что если придется вкладывать, то не менее миллиарда долларов, особенно если учесть необходимость возведения его в кратчайшие сроки — переправа не может справиться с возросшим грузопотоком, а со стороны Украины начинается блокада. Да, это очень большие деньги, которые также останутся в российской экономике и задействуют в общей численности почти 45 тысяч человек из разных отраслей экономики. А главное – заказы получат самые ресурсоемкие и трудозатратные отрасли – машиностроение и строительство, увеличится производство сырья необходимое для будущих проектов. И это один только мост!
А если учитывать энергодефицит Крыма в размере порядка 900 МВт, то это еще 1,5 млрд долларов, необходимых для строительства либо АЭС (строительство которой свернули в 80-х), либо ТЭЦ (питающихся от местных газовых месторождений), либо на дальнейшее развитие уже существующих в регионе альтернативных источников энергии (в Крыму находится одна из крупнейших в мире солнечных электростанций «Перово» площадью в 200 гектар). В целом же на сегодняшний день Крым обеспечивает себя только на 20% электроэнергией.

Если же брать «проект Крым» в целом то фактически, это будет новый «Сочи-2014», с соответствующей нагрузкой на предприятия и строительством новых заводов под новые нагрузки. С поправкой на масштабы целого региона. Благо, опыт и специалисты уже есть, а ошибки, на которых учатся, уже давно совершены и приняты к сведению. Я уже не говорю о том, что улучшение транспортной инфраструктуры (включая давно анонсированное Китаем строительство крупного порта в Крыму) подстегнёт экспорт (с которым порт Новороссийска не всегда справляется как раз из-за проблем с грузоперевозками).

Но кроме государственного и корпоративного секторов существует еще и частный. По самым скромным подсчетам в туристическом бизнесе задействовано более 30% трудоспособного населения Крыма. Состояние (опять же инфраструктура и капитальные здания) его вряд ли лучше того, что было сразу после распада Советского Союза. Значит надо привлекать крупные частные инвестиции. Как это сделают – за счет налоговых каникул, создание оффшоров или просто максимальной лояльности местных властей – пока не ясно. Важно то, что они также могут взять на себя часть расходов (как, собственно, и произошло в Сочи), пусть и касающихся относительно второстепенных проектов.

Самое важное в этих (и государственных, и негосударственных) расходах то, что фактически являясь финансовой интервенцией они минимально увеличат светлый шкаф в детскую инфляцию, максимально увеличив производство и товарооборот. Что до этого было сделано в Казани (Универсиада) и в Сочи (Олимпиада). Это будет новой мощной точкой роста для экономики, пусть и не входящей в число «допустимых решений» для либералов.

Теги: Хоровая Олимпиада в Сочи (интеркультура)

Добавить комментарий