Кто борется с Победой?

march_on_rome-4468622

Отгремели парады 9 мая, юбилейный 70-й День Победы стал одним из самых ярких за все годы празднования. Общество, понимая, что провожает уже последних ветеранов той страшной войны – пытается зафиксировать в своей памяти их лица, живые истории. Старается сохранить символизм той Победы, успеть создать на его основе новый. Исторический символизм для идущего по праздничным проспектом поколения, для которого популярный слоган “Спасибо деду за Победу” – формально уже не совсем верен. Для кого уже пра-деду – спасибо от правнуков. Факт, что репликация исторической памяти в российском обществе идёт здоровым, естественным путём – наглядно показал многомиллионный “Бессмертный Полк”, прошагавший по всей стране 9 мая. От полумиллиона москвичей праздничными колоннами шагавших  по парадной Красной площади, до нескольких десятков жителей Аллаиховского улуса Якутии, в пургу через  сугробы прошедших с портретами своих ветеранов.

Тем интереснее на фоне миллионов обычных людей, просто и искренне радующихся  весне и жизни, благодарящих своё старшее поколение за саму возможность жить –наблюдать за отдельными представителями политического класса, неукротимого трудящимися над демонтажем исторической памяти 9 мая.

Задача перед ними стоит непростая – помножить на ноль День Победы в стране, потерявшей 27 миллионов человек в той войне – почти нереально. Ключевое слово – почти. Как показал, происходящий на наших глазах грандиозный социальный эксперимент в соседней стране – всего лишь 23 года планомерной работы по переделке исторической памяти населения и, вуаля – поклонники наследия рейха становятся у руля державы. Неонацисты заседают в Верховной Раде, день Победы 9 мая официально отменён, батальоны с символикой карателей СС охотятся на инакомыслящих, а вот символика страны, разгромившей фашизм – теперь под запретом. Решающиеся выйти хотя бы со скромной георгиевской лентой на одежде – рискуют как ветеран во Львове, пришедший возложить цветы к мемориалу павших.

Впрочем, георгиевская лента – объект атаки не только украинских наци. Но если, в предыдущие годы, отечественные борцы с памятью о Великой Отечественной войне поругивали её от случая к случаю, относительно вяло – то с началом “Русской весны” они вдруг возбудились массово и синхронно. Среди российского либерального класса автором наиболее детальной информационной атаки против георгиевской изготовление шкафов на заказ москва ленты – стал Навальный. Теперь его обширный пост на эту тему недоступен, но интернет всё помнит, в том числе и заявление Алексея про то, что “… Может и были какие-то ленты, похожие на гергиевские, на полковых знамёнах, этого не помню. Но НИКОГДА «гергиевская ленточка» не была сколько-нибудь значительным символом 9 мая” и его мнению “Каждый юный «неуловимый мститель» или игрок в «зарницу» должен был немедленно ударить деревянной саблей любого, на ком такая лента”. С того поста прошёл год и как юные “мстители” из “Правого сектора” карают тех, на ком такие ленты – можно наблюдать в еженедельных сводках новостей с фронтов украинской гражданской войны. Только сабли уже не деревянные… А стукнуть миллионы россиян, вышедших с такими лентами в колонны “Бессмертного полка” – отечественной оппозиции пока не под силу. С её “маршами миллионов” в несколько тысяч человек.

Иные российские носители совести нации и незамутненного госпропагандой оппозиционного взгляда на жизнь – менее сдержаны в своих комментариях. Вот на протяжении 2014 года Олег Кашин сакрально вещал: “…Кусок ткани, придуманный девять лет назад для продвижения праздничного сайта в офлайне, приравнивается по религиозному значению к поясу Богородицы и волосу Пророка вместе взятым…”. А рукопожатный блоггер Андрей Мальгин не стал как Навальный или Кашин камуфлировать реальную причину своего негативного отношения к популярной символике памяти Великой Отечественной: “… Все, к чему прикасается Путин, превращается в г..но. Так называемая «георгиевская ленточка» за два месяца стала настоящим символом современного фашизма…”. Мальгина не смущает, что для батальонов украинских националистов позирующих с гитлеровскими флагами – именно эта лента является враждебным символом. Символом тех, кто 70 лет назад разгромил немецкий нацизм и имеет все шансы разгромить и их самих.   Виктор Ерофеев вообще берёт проблему шире – опасается новая символика Победы проникнет туда, куда в 1945 на штыках Победу принесли советские солдаты: “… мы народ не только рабский, но и хитрый… Хитрость же рабская заключается в том, и используется для того, чтобы показать, что мы заново берем Берлин. Мы заново берем Европу, со своими символами, своими советскими символами…  Ленточные мозги мы сегодня не перестроим.” 

Однако по итогам 9 мая 2015 – многие представители российской оппозиции или разумно промолчали, наблюдая массовый выход на улицы тех самых презираемых ими “84-х процентов”, не желающих предаваться покаянию и скорби. Или, подобно Кашину, впали в забавную попытку прокомментировать миллионный “Бессмертный полк” в стиле отрицания отрицания: “… акция ок, ни одного плохого отзыва о ней не видел и сам не скажу, с остальной казенщиной она контрастирует до такой степени, что у нее, кажется, даже есть шансы пережить путинщину (в отличие от георгиевской ленты, у которой шансов по итогам года, видимо, уже нет)”. Хочется пожелать Олегу новых удивительных открытий нравов своего народа 9 мая 2016 года.        

Впрочем далеко не все оппозиционные спикеры склонны к сложным рефлексиям – вот Айдер Муждабаев в блоге на “Эхе Москвы” даже после 9 мая 2015 продолжает упорно видеть в согражданах рабов: “… именно так и консервируют рабство. Кормить каждый день дерьмом, валять в грязи, доводить до скотства, а периодически давать помыться и вкусненького. И вот мы уже радуемся («жизнь продолжается!»). А на самом деле продолжаем под их предводительском маршировать в ад, только со с просветленными лицами и портретами близких людей в руках.”

Но если мнение зам. главреда  “Московского комсомольца” в блоге – это всё таки его личное мнение, то материалы, размещенные рядом СМИ в преддверии  праздника – они так или иначе отражают позицию издания. В этом свете позиция “Коммерсанта” прекрасно проиллюстрирована обширным интервью 7 мая с Андреем Бильжо, где художник-ресторатор вдруг вспомнил, что он по образованию психиатр: “… По мне, ситуация с георгиевской ленточкой близка к массовому психозу … Сегодня это символ идиотизма, потому что не имеет это отношения к истинному ощущению памяти о погибших на войне и совершивших подвиг”. В чем тут можно согласится с Бильжо, так это с фактом массовости явления, зафиксированного 9 мая в многотысячных шествиях. Либеральные политические лидеры и деятели культуры – так и не смогли за всю историю постсоветской России обеспечить массовую поддержку своих идей. Не удивительно, что глядя на свои быстро ушедшие в прошлое белые ленты – они испытывают закономерную неприязнь к ленте георгиевской, стремительно ставшей по настоящему массовым народным визуальным символом.

Не остался в стороне от темы Победы и интернет-ресурс бывшей сподвижницы Гарри Каспарова Марины Литвинович “Besttoday.ru”. Она  не столь радикальна, как её переходящий всякие моральные рамки экс-супруг Артемий Лебедев. Но всё таки не удержалась сформировать весьма специфическую подборку постов,  в сюжете о 70-летии Победы. “Трещит по швам наша официозная «победушка», не выдерживает напора и накачки. Сколько ни раздувайся от жабьей гордости, сколько ни верещи о своей непобедимости — дракон жрет самого себя”, “Репортаж с парада. Общий сценарий — однозначно монархический и про дипломатию с внешним миром. Деспот показывает иностранным гостям свою новую боевую технику. Иностранные гости привозят деспоту свои потешные полки, ответный жест вежливости” – это всё оттуда.

Свою лепту в попытки  демонтажа героического примера воинов Великой Отечественной внесли внёс “праздничной” публикацией “Forbes” о том, что праздник 9 мая это вообще гигантская фальсификация.  Известный оппозиционный ресурс “Znak.com” решил дать нарезку текстов Виктора Астафьева с жесткой критикой тяжелых оборонительных боёв советской армии 1941-42 года под заглавием «Всюду симуляция, подлая трусость, воровство, крохоборство». Проиллюстрировав их почему то страшными фотографиями погибших из фашистских концлагерей. Соответствующих фотографий симулянтов, трусов и воров (каким то образом одержавших Победу) – у редакции не нашлось? 

Но, по итогам – несмотря на уже годовые как старания отдельных креативно-классовых личностей снизить роль Победы в Великой Отечественной войне, нивелировать её символический ряд – самое искреннее народное голосование – голосование ногами показывает, что “страшно далеки они от народа”. Народа, в майскую жару и майскую пургу на просторах огромной страны дружно вышедшего на улицы в память о своём героическом прошлом. А значит и будущем.

Теги: «Бессмертный полк», Артемий Лебедев, День победы, Кандидат в президенты Франции Марин Ле Пен, Ле Пен

Добавить комментарий