Лес рубят… мэры летят

710223345_5262154670993256643-7778859

Новости политики… или экологии? …или все-таки политики? Ушел в отставку мэр подмосковных Химок. В отношении Олега Шахова возбуждено дело о мошенничестве: его обвиняют в хищении 22 млн. руб., выделенных на строительство скандально известного участка федеральной трассы «Москва – Санкт-Петербург» (тот самый, маршрут которого прошел через Химкинский лес). В 2010 году Transparency International провела экспертизу строительства и выяснила, что Шахов, который работал тогда директором дорожного ФГУ, был замешан в коррупционной схеме, позволившей отдать заказы «нужным» подрядчикам. А в феврале 2014 года Счетная палата сделала аудит стоимости трассы и пришла к выводу, что она была (правда, уже на другом участке) сильно завышена.

Кстати, если кто вдруг не помнит историю с Химкинским лесом. В 2007 году было объявлено, что через него пройдет новая федеральная трасса. Против проекта выступила часть жителей Химок, а также подмосковные экологи; а главной «героиней» этой истории стала активистка Евгения Чирикова. Она и ее сторонники 4 года боролись за остановку стройки всеми возможными способами: то митинговали и бросались под бульдозеры, то пытались под шумок протолкнуть присвоение Химкинскому лесу статуса особо охраняемой природной территории. Правда, ни погибнуть под гусеницами техники, ни отменить проект им так и не удалось: его лишь приостановили, но и то ненадолго. Зато Чирикова «поимела свой гешефт» в виде известности и какой-никакой политической карьеры.

Между прочим, в свое время именно Олег Шахов «оборвал полет» Евгении как политика. Он стал мэром Химок, обойдя на выборах не только свежеиспеченную экологиню Чирикову, но и гораздо более авторитетного и опытного эколога Олега Митволя. После этого она как то сникла и в политике стала принимать гораздо меньшее участие.

При Шахове строительство возобновилось, а рьяные эко-активисты почти свернули свою деятельность. Так что отставка мэра Химок и связанный с ним коррупционный скандал вызвали бурный восторг у защитников «Чириковского леса». Теперь снова можно будет под прицелом камер останавливать бульдозеры! Или кричать о своем успехе в борьбе с страшными коррупционерами.

Казалось бы, где связь между проворовавшимся подмосковным чиновником и федеральным строительным проектом? Да, Олег Шахов в проекте участвовал и именно там был пойман на махинациях. Но принятие решения об остановке или возобновлении строительства – это уровень не мэра Химок, а намного выше. Кстати, даже сама Евгения Чирикова, приобретшая кое-какие опыт и знания за годы «химкинской эпопеи», в интервью журналисту «Русской планеты» сказала, что радости своих единомышленников не разделяет: «Решение о возобновлении строительства ведь принимал далеко не Шахов. Эта фигура на самом деле совсем незначительная».

Есть и еще один момент, который вызывает вопросы. А нужно ли вообще защищать этот несчастный лес?

Естественно, массовая вырубка деревьев наносит экологический ущерб. Тем не менее, Химкинский лес – не ООПТ, а, как уже говорилось, часть лесозащитного пояса города. Он ценен не как уникальная эко-система, а как «зеленый барьер» между жилыми районами и полигоном ТБО (свалкой). И если восстановить разрушенный заповедник нельзя, то просто высадить новый лес взамен вырубленного – обычная практика. Называется это компенсационным озеленением.

Идя навстречу экологам, авторы проекта внесли в него беспрецедентные изменения. Если сначала хотели вырубить около 300 га леса, то потом – 140, а потом вообще 90. Вместо вырубленного леса будут прихожая купе на заказ москва посажены 500 га новых деревьев. На протяжении трассы поставят шумозащитные экраны, специальные переходы для животных. Размер экологических компенсаций по настоянию правительственной комиссии увеличили до 4 млрд.руб. (!)

Интересно, что в качестве альтернативы прокладке дороги через лес Чирикова и компания предлагали пустить трассу по жилым районам Химок. Но при этом сами жители города скорее предпочли бы прокладку дороги через Химкинский лес. И в этом есть логика: если бы магистраль прошла через город, и без того страдающий от пробок и загазованности, Химки бы просто задохнулись. Так что пока экологи давали интервью на фоне чахлых березок «Химлеса», кое-кто из жителей Химок ходил на митинги против остановки строительства под лозунгом «Пока вы тянете резину, мы дышим смогом и бензином!» Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Так казалось бы, чего теперь шуметь? Нанесенный окружающей среде ущерб в кои-то веки действительно будет скомпенсирован, вокруг Химок вырастут новые деревья, а транспортная ситуация на Ленинградке и в окрестностях улучшится.

И все-таки активисты радуются уходу Шахова и планируют возобновлять акции протеста. Зачем?

Такое ощущение, что сам по себе Химкинский лес уже никому не интересен. И тем не менее, есть серьезный резон в том, чтобы продолжать использовать в публичной риторике этот затоптанный, истерзанный клочок земли. Как сама Евгения Чирикова давно не эко-активистка, а оппозиционный политик, со своими определенными целями и своим определенным «руководством», так и Химкинский лес – это не объект природоохранных действий, а еще один «флаг», которым оппозиция размахивает перед носом у аудитории. Еще один повод театрально возопить: «Что ж они, сволочи, с землей нашей сделали?!» (Ничего страшного не сделали, если честно, но за накалом страстей большинство этого не поймет). Еще один метод получения бонусов: славы, финансирования, процентов на выборах. Очень актуальный именно сейчас, когда сама ситуация в стране располагает оппозицию к тому, чтобы побушевать, повыступать, придраться к любым действиям властей любого уровня.

А Шахов… Что Шахов? Можно оправдывать его отставку и выдвинутые обвинения подковерными интригами вокруг строительства трассы. Но может, все на самом деле проще? Как говорил персонаж культового советского фильма, «тебя посадят, а ты не воруй». А Химкинский лес тут совершенно ни при чем.

Добавить комментарий