Мир детства: понятие и современные проблемы

Под термином «детство» современные специалисты предлагают понимать период развития человека, на протяжении которого он познает и учится понимать окружающий мир, усваивает культуру социума и тренирует необходимые навыки.

В течении детства человек чрезвычайно интенсивно физически и психологически развивается. Детство, как правило, длится одну десятую жизни каждого человека и по привычкам, сформированным в детстве очень часто можно понять, каким человек станет в будущем.

Психологи считают детство источником всех «взрослых» проблем. К примеру, если родители не уделяли достаточного количества времени прогулкам и социализации своего ребенка, то он скорее всего вырастет социапатом.

Проблемы современного детства

Современные проблемы детства педагогика рассматривает в контексте существенного изменения условий жизни и взросления новых поколений. По мнению педагогов, наиболее яркий отпечаток на детях оставил резкий переход к информационному постиндустриальному обществу.

Основная проблема заключается в том, что наши дети растут в совершенно новых условиях, которые были чужды и непонятны буквально двадцать лет назад. По этой причине специалистам довольно сложно предсказать и оценить тот вред или пользу, который оказывают современные технологии на детей.

Современный человек получает доступ к благам цивилизации буквально с первых дней своего рождения. Подгузники, радио-няни, интерактивные игрушки, смартфоны, планшеты и прочие гаджеты – все эти явления, неведомые представителям прошлого поколения стали повседневными атрибутами жизни подрастающего. Какие риски несут в себе блага цивилизации? Или наоборот, они только благотворно скажутся на формировании личности – ответов на эти вопросы у современной науки нет.

Социальные проблемы современного детства

Одной из главных социальных проблем современного детства педагоги считают игнорирование специфики детского возраста. Стоит отметить, что при этом ценность детства постоянно возрастает.

В настоящее время для детей работает невероятное множество компаний, выпускающих игрушки, средства гигиены, одежду, обувь и даже компьютерные программы. При этом производители часто совершенно небрежно относятся к специфике возраста, для которого они шкаф купе по индивидуальным размерам недорого выпускают свою продукцию. По этой причине на прилавках магазинов появляются «кислотные» игрушки, либо препятствующие развитию игровой деятельности. То есть, вся игровая деятельность ребенка сводится к тому, что он наблюдает за движущейся и говорящей игрушкой.

Это же касается мультфильмов и книжек для детей. Современные мультики наполнены яркими образами, совершенно непонятными персонажами и большим количеством драк. Под частую детский мультфильм не могут понять даже взрослые.

Вместе с тем, родители стараются одеть своего ребенка как взрослого и по последней моде. Некоторые мамы приучают своих дочерей использовать декоративную косметику уже в четыре года. Словом, родители из кожи вон лезут, чтобы их ребенок как можно раньше почувствовал себя взрослым.

Ярче всего игнорирование специфики детского возраста проявляется в так называемом раннем обучении. Начало обучения, направленного не на изучение окружающего мира, а на математику, чтение, иностранные языки спускается все ниже. Не так давно специальные развивающие центры начали предлагать курсы по обучению младенцев чтению. Правда, на вопрос зачем младенцу читать, никто из преподавателей этих центров не может дать вразумительного ответа.

Повышенные требования к умственному развитию чаще всего соседствуют с полным игнорированием физического развития ребенка. Родители не разрешают маленькому человечку бегать, лазить по лестницам и прочее опасаясь, что он может травмировать себя. Также взрослые часто стараются уберечь ребенка от других детей из-за боязни, что его обидят. Таким образом родители делают своему чаду «медвежью услугу», так как лишают возможности приобрести собственный социальный опыт.

Еще одной проблемой специалисты считают маркетизацию детства. Изобилие товаров для детей и их агрессивная реклама учит подрастающее поколение потребительской культуре. То есть, рекламщики и маркетологи стараются вырастить для себя новое поколение покупателей, которыми легко манипулировать.

Проблемы современного детства: последствия

Современные педагоги все чаще говорят о кризисе традиционного детства, при котором взрослые не в состоянии выполнить одну из главных свои миссий – передать детям опыт прошлых поколений. Более того, родители и педагоги стали стремительно терять свой авторитет и средства воздействия на детей.

С четырехлетнего возраста ребенок начинает жить в собственной детской субкультуре, хотя и созданной взрослыми, однако противоречащей их основным установкам. В то же время мир взрослых плотно закрыт от детей, что также не способствует посреднической миссии.

Пути решения

Несомненно, современные дети не могут обойтись без всяческих гаджетов, мультфильмов и программ и это нормально. Ведь изоляция ребенка от благ цивилизации обязательно выйдет ему боком во взрослой жизни, так как в будущем он в любом случае столкнется с теми же гаджетами.

Специалисты советуют во время воспитания ребенка придерживаться меры во всем. То есть, в жизни каждого ребенка должно быть всего понемногу: смартфонов, адекватных мультфильмов, прогулок, общения со сверстниками и более старшими детьми, обучения и так далее. Больше всего в жизни маленького человечка должно быть живого доброжелательного общения с родителями и их безграничной любви.

Добавить комментарий