Мото-дипломатия

img_2015-04-30-161214-9007965

Говоря о культурном и геополитическом влиянии России большинство комментаторов как правило подразумевают ряд моментов в диапазоне от Большого театра и классиков «серебряного века» до суровых русских танков и прочих атрибутов ломовой имперской мощи. Однако разворачивающаяся сейчас на наших глазах эпопея с мотопробегом клуба «Ночные волки», которые должен был пройти через Польшу и финишировать 9 мая в Берлине наглядно демонстрируют насколько сложен весь комплекс современных гибридных информационных войн, в которых задействуются уже и представители дотоле вроде бы аполитичных субкультур.
Начать хотелось бы с анализа позиции европейских стран, по территории которых и должен был пройти пресловутый мотопробег «Ночных волков». По поводу Польши поговорим ниже, сейчас хотелось бы обратить внимание на вполне нормальную и совершенно адекватную реакцию соседней Словакии, которая заявила, что препятствия «Волкам» чинить не собирается. Примерно такой же реакции стоит ожидать и от Чехии, особенно учитывая фигуру президента этой страны Милоша Земана и его крайне взвешенную оценку событий вокруг конфликта России с Западом. И это при том, что у чехов и словаков есть вполне ощутимые причины на нас обижаться – я имею в виду недавние по историческим меркам события в 1968 году и подавление «пражской весны» войсками государств Варшавского договора и СССР в частности. Однако чехи и словаки, а также их руководство демонстрируют максимально дружественную из возможных по отношению к России позицию в рамках общего формата ЕС и атлантического сообщества. И связано это в первую очередь с тем, что Чехословакия, в отличие шкафы для папок в офис от Польши не создавалась и не была никогда некоей «анти-Россией», антиподом нашей страны в славянском мире и мнимым форпостом западной «цивилизованности» в противостоянии с русским «варварством». Сейчас много говорится о том, что такой «анти-Россией» стараются сделать Украину, но Польша то эту роль играла весь 17, 18 и 19 века.
Отсюда и столь разные отношения к тем или иным культурно-историческим месседжам исходящим из России – начиная от вопроса сохранности памятников советским воинам и полководцам и заканчивая совершенно иррациональным страхом перед парой десятков мотоциклистов с триколорами и знаменами Победы. Польские политики, в частности, печально знаменитый министр иностранных дел Гжегож Схетына заявил о том, что проезд «Ночных волков» является политической провокацией. Никто прямо не говорит о желании переписать историю Великов Отечественной и выкинуть оттуда Россию – аргументируют все участием «Волков» в крымской весне и поддержкой политики Путина. Но тогда польские политики власти поступают непоследовательно – куда сильнее, чем Хирург «злобной» российское военной машине помогает транзит углеводородов через Польшу, а также использование ее портовой инфраструктуры на Балтике, того же Гданьска в частности. Ну откажитесь от этого всего тогда, господа. Не хотите? И не откажутся, так как такова судьба любых государств-лимитрофов, им нужно крайне хитро лавировать, одновременно получая бонусы от своего географического положения и членства в разного рода политических союзах, и в то же самое время стараясь угодить государству-патрону, покусывая по мелочи Россию.
Однако помимо собственно европейских так сказать «партнеров», есть еще и определенная внутрироссийская негативная реакция на запланированный мотопробег «Ночных Волков» до Берлина. Не сказать, что разделяема она большинством – скорее наоборот. Но благодаря своей активной, порой скандально-крикливой, манере доносить свою позицию до шгирокой общественности, людей этих слышно. Я говорю о представителях либеральной части нашего медийного сообщества. Их нелюбовь к «патриотам» и «ватникам» общеизвестна, она во многом также основана на эмоциях и попытках причислить самих себя к некоему новому элитарному классу, отделившись от народа, эдакий Эдипов комплекс в масштабе социальной страты. Тем не менее, их мягко говоря нелюбовь к группам и представителям разного рода субкультур, поддерживающим политику действующей власти и Путина и спроцированную на Хирурге и его мотто-клубе стоит рассмотреть отдельно и выявить движущие силы и приводные ремни этой политико-психологической реакции. Во-первых, у либерального медиа-сообщества, и это прорывается сквозь сарказм их публикаций, что на «Эхе, что на «Гранях», что на «ЕЖе», вызывает искреннее недоумение сам факт того, что представители неформальной субкультуры, а именно таковыми являются байкеры и «Волки» в частности, стали активными сторонинками Путина и проводимого им внешнеполитического курса. Дело в том, что наши либеральные друзья и коллеги, как оказалось мыслят в узких политологических шаблонах, а шаблоны эти говорят, что субкультуры, неформальные объединения, какие-то музыкальные и литературные братства по определению должны быть против власти, они по классификации Парето анти-системны. Не случайно такого рода субкультуры активно использовались в качестве хвороста для разжигания «цветных» протестов, будь то Сербия, Грузия, Украина, Египет и даже на стамбульской площади Таксим именно студенты и представители контр-культурных направлений были в числе запевал. А в России вся схема летит наперекосяк. Байкеры, поклонники heavy metal и априори анти-системные люди вдруг выступают на стороне государства и к тому же еще и получают в процессе событий на Украине собственную политическую субъектность. Вот это то и вызывает гнев и непонимание, хотя стоило бы вместо грозных филлипик в адрес Хирурга, разобраться на социологическом уровне с этим феноменом. Во-вторых, называя «Ночных Волков» «путинскими агентами» (так, в частности, написал в своем блоге на «Эхе» господин Ганапольский), и проводя параллели между событиями «крымской весны» и поездкой в Германию, наши либеральные друзья стреляют себе в ногу. Называя народный плебисцит в Крыму «путинской спецоперацией», и игнорируя абсолютно мнение подавляющего большинства жителей полуострова они отрицают саму идею верховной народной власти и представительства. А ведь это вообще-то краеугольный камень самой либеральной доктрины. Либеральные журналисты, вторят своим западным коллегам в утверждениях о том, что байкеры Хирурга – на самом деле закамуфлированные «вежливые люди». Однако забывается тот факт, что «вежливые люди» приходят только туда и только тогда, когда их позовут. Недовольство и разочарование западными элитами в слоях их же собственного населения конечно растет, но даже в горячечном бреду не может присниться сценарий заезда «Волков» в какой-нибудь Белосток или Познань с водружением российского триколора на здании местного магистрата. Такого рода медийная интерпретация мотопробега сама является политически провокационной и расходящейся с элементарным здравым смыслом.

Что же мы имеем в итоге? Отказ Польши предоставить пропуск мотто-колонне, крайне невоздержанные и не основывающиеся на фактах высказывания топовых представителей отечественного либерального истеблишмента. Ну и конечно возросшую решимость «Ночных Волков» завершить свое дело и исполнить просьбу ветеранов, доставив в Берлин факел Победы и послание от российских ветеранов Великой Отечественной к ветеранам Европы. Учитывая волю и личную харизму Александра Залдостанова можно предположить, что какой-то выход будет найден, а правда о Великой Войне будет донесена до рядовых граждан Евросоюза, минуя пропагандистские шлюзы местных СМИ. Вот может эта простая, сермяжная правда, из уст простых людей и страшит европейские элиты, боящиеся потерять свою монополию на трактовку истории и сегодняшних событий?

Добавить комментарий