Немного о мифотворчестве

reichstag-7254284

Вопросы, касающиеся Великой Отечественной Войны, на нынешнем этапе развития нашего общества лежат в области мифологии, а не в области истории. Столкновения позиций «Спасибо деду за победу» и «пили бы баварское» носят религиозный характер, поскольку истории не те, не другие в массе своей не знают даже на школьном уровне. И опрос «Дождя» имеет отношение именно к мифу, а не истории. Ну предложили сдать Ленинград, ну боже ж мой, Ворошилова со Ждановым Сталин в тех же настроениях упрекал. Заметьте, ни первого, ни второго даже не расстреляли. И вообще,  любим мы Климента Ефремовича и Андрея Александровича вовсе не за это. Впрочем, я обосновано подозреваю, что участники опроса «Дождя» о том — какое отношение к обороне города имеют Жданов с Ворошиловым представляют достаточно смутно.

Дальше будет достаточно большой экскурс в историю мифотворчества. Отпраздновав Победу и выпив за русский народ-победитель, Иосиф Виссарионович о памятной дате достаточно быстро забыл. Его можно понять, праздновать некогда – нужно страну поднимать. Выходным днем 9 мая стало уже при Брежневе, аж в 65-м году, тогда же был проведен первый за 20 лет парад победы на Красной площади. Вплоть до 95-го парады проводились лишь раз в пятилетку и ежегодными стали лишь при Ельцине. С обязательным участием военной техники вообще только в 2008-м.

К Победе было равнодушно и искусство. В 47-м году Некрасов отхватил, что называется, «по горячим следам» «Сталинскую премию» за «В окопах Сталинграда», а дальше тишина. Люди мира хотели, а не войны. Возвращение к военной тематике начинает происходить лишь во второй половине 50-х, вылезает Шолохов с«Судьбой Человека» (56 г.) Константин Симонов начинает писать своих монументальных «Живых и мертвых», Бондарев дает старт «лейтенантской прозе», в свет выходят «Батальоны просят огня» (59 г.). Классические фильмы «Офицеры» и «В бой идут одни старики», которые крутят каждый День Победы, сняты вообще уже в семидесятых. Безумно любимый мной Борис Васильев появился как писатель лишь в конце шестидесятых, а до этого будущий автор «А зори здесь тихие» редактировал шутки для КВН’а

Большое видится на расстояние и чтобы начал формироваться миф должно пройти как раз лет 20-25. То же «Бородино» Лермонтова написано аккурат на 25-летие битвы, тогда же открывается Бородинский Музей, чуть раньше – к 20-летию победы в войне воздвигается Александровская колона. Был сформулирован миф, на котором успешно ездили все российские лидеры вплоть до Сталина.А в шестидесятые годы века двадцатого был сформулирован миф новый. О том, как пришли с заката орды черные – орды фашистские и как дали русские люди отпор им ценою жертв великих. Все слушающие испытывают катарсис и бурно аплодируют. Появился «Культ Победы». Так и живем.
В общем, ничего плохого или необычного в этом нет. За последнее 200 лет мы, к примеру, так мифологизировали битву при Бородино, что редкий школьник вспомнит о том, что поле боя осталось за французами. Американцы мифологизируют свои войны в том числе и Вторую Мировую. Англичане свои, французы свои. Нормальная такая духовная скрепа. Нации без исторических мифов вообще не продержаться.

Проблема кроется в другом. Вернее даже две. Первая — Миф о Победе составная часть советской мифологии. И вслед за мифом о Победе лезет другой миф, о мудром вожде Иосифе Сталине. Ну нельзя отречься от Сталина и не отречься от Победы. Не получится. Связаны они. У Верховного много недостатков было, но ту войну он выиграл, как не крути. А у нашей либеральной тусовки на Иосифа Виссарионовича вполне объяснимая идиосинкразия. Отсюда чисто интуитивная атака на «культ победы» и все что с ним связано. Хотя, может быть, я слишком хорошо думаю о людях, и на «Дожде» работают не интуитивные антисталинисты, а циники, которые хотели таким образом поднять интерес к убыточному кабельному каналу. Как бы то ни было переходим к следующему пункту.

Может быть, и стоит это сделать. «Дедушка, светлая тебе память, прости, но мне мои будущие внуки дороже. Я верю — ты поймешь. Отречемся от старого мира, как говаривал Маяковский: долой ваш строй, долой вашу религию!». Но тут возникает вторая проблема. Все царские мифы таки разрушили проклятущие большивики. Советские мифы радостно угробили советские же номенклатурные работники еще в восьмидесятых. В 90-х существовала вера в светлое капиталистическое завтра, но он уже стало сегодня и утратило свою мифическую платформу. Новые сформироваться еще не успели, потихоньку они появляются, но времени еще слишком мало прошло. Будут у нас еще и мифологизированные 90-е, и чеченские войны и грузинская война. Но лет через десять-пятнадцать, не раньше.

Вот у американцев моих любимых — и «День благодарения» с пилигримами, и Американская революция с Вашингтоном, Гражданская Война с Линкольном, а еще они вместе покорили Дикий Запад, пережили депрессию, сухой закон и спасли мир от страшного Гитлера. А что кроме Победы мы можем сказать про себя «мы вместе»?

А нет общих мифов, нет и нации. Нация это, опять же, интуитивно чувствует. Поэтому в общем-то невинный выпад «Дождя» воспринимается в штыки. А ничего, что идея сдать город, как минимум, рассматривалась — и тот же балтийский флот был заминирован на случай, если город придется оставить? Разминировать флот велел назначенный командующим Жуков. Этот исторический факт ничьи чувства не задевает?

Другое дело, что если бы город сдали,  то жителям, скорее всего, пришлось бы еще хуже. Но сам исторический спор о тех или иных действиях советского командования вполне себе допустим. Так же как и разные оценки роли Сталина. Но исторического спора как раз нет. Есть столкновение двух мифологем – мифа о добром Сталина, который спас русский народ от Гитлера и мифа о злом Сталина, который мешал оному народу наслаждаться пенным баварским.

«Дождь» внезапно оказался на линии фронта между двумя столкнувшимися мифологемами и сейчас кричит, что его «обижают». Кричит, абсолютно напрасно, поскольку, во-первых, ну не надо мне рассказывать, что «Дождь» не знал, что «эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле» — знал, конечно. Но все-таки решил здесь прогуляться. Во-вторых, столкновение же чисто религиозное, а иноверцев никто не любит. Если вдруг мифологема о «пенном баварском» станет основной, то тех, кто посмеет о мебель на заказ по индивидуальным размерам москва напоминать о том, что мы все-таки выиграли ту войну, будут пытаться сжечь на медийных кострах.

Теги: День победы

Добавить комментарий