О месте писателя в истории

2-6943520

По итогам встречи Путина с писателями в голове вертится пара мыслей. Одна простая, другая посложнее. Давайте начнем с простой. Неизвестный потомок известного писателя Ф.М. Достоевского высказал очевидную банальность о том, что каторга превратила его любимого прапрадедушку в гения. И все это со ссылкой к болотному делу. Во-первых, как я уже сказал, это банальность. Любой опыт дает умному человеку достаточно много, такой экстремальный опыт как инсценировка казни и пять лет каторги – дает ОЧЕНЬ МНОГО. Равно, кстати, как война, убийства (особой популярностью пользуются жены), попытка суицида и наркомания. Но далеко не каждый экстремальный опыт стоит повторять. Так вот, Дмитрий Евгеньевич Достоевский почему-то сатрап, душитель свободы и защитник проклятого режима. А поэт и мэр Евгений Вадимович Ройзман сказавший в интервью Ксении Анатольевне Собчак примерно то же самое – наша надежда на светлое завтра. Какие-то тут двойные стандарты, вам не кажется?

 

Теперь о более сложном. Как всегда публика цепляется за конкретное слово, но не хочет задуматься о ситуации в целом. А зачем вообще нужна эта встреча? Для того, чтобы «сделать русский язык и русскую культуру фактором влияния в мире». Вы не поверите, но эту задачу должны решать вовсе не писатели. Это не входит в их функционал. Английский язык и английская культура фактор влияния мира вовсе не потому, что это родной язык Диккенса, Оскора Уайлда и Джей Кей Роулинг. А потому что африканские негры, австралийские пигмеи, американские индейцы и индийские индусы вынуждены были учить английский для лучшей коммуникации с новыми хозяевами их бывших земель. Кортес сделал для увеличения влияния испанской культуры больше чем Сервантес, Ермак больше чем Пушкин, генерал Тома Александр Дюма больше чем его сын и внук вместе взятые. 

А вот итальянская армия никогда особо воевать не умела, поэтому Шекспир известнее Петрарки. Писатели в этом процессе не более чем чар-лидеры. Какое-нибудь «бремя белого человека» написать как Киплинг. Или статью «Убей» как Эренбург.

В 45-м году по территории Японии находилось большое количество иностранных солдат. В минуты отдыха почитывавших рисованные истории про приключения Капитана Америки. Туземцам понравилось, они захотели такого же, но с национальным колоритом. На свет родилась манга. А американская культура усилила свое влияние в мире. Спустя тридцать лет японские инженеры массово отправились на запад объяснять бледнолицым варварам, что за зверь такой – полупроводник. В чемоданах кроме технической документации они везли японские комиксы и кассеты с мультиками. Началось торжественное шествие анимэ по планете. Так это работает, а вовсе не потому Джэк Кирби гений и общался с Рузвельтом (хотя он гений, а про его отношения с 32-м президентом я ничего не знаю). А вот СССР американских солдат (слава богу) и японских инженеров (к сожалению) никто не видел. Поэтому для нас этот жанр остался развлечением для детей.

Культура всегда идет в обозе военной или торговой экспансии. Нет экспансии, нет культуры. В смысле, может она и богатая, но фактором влияния в мире не станет. Индейцы майя и прочие развитые и обладающие интереснейшей культурой цивилизации Мезоамерики изготовление шкафов купе на заказ соврать не дадут.

Так что обсуждать эту тему имеет смысл с Шойгу и Рогозиным. Последний, в институтские годы историю отечественной литературы сдавал, так что и про Достоевского что-нибудь умное сказать может. 
Еще один важный момент. Писатели прекрасные переносчики идей. Но не нужно видеть в нем «нулевого пациента». Писатель отображает то, что видит вокруг или мечтает (боится) увидеть. И даже Кафка с Гессе не исключение из этого списка. А во всем прочем они такие же простые смертные, как и остальные люди. И окончательного ответа на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого не знают. Хотя, и задумываются, на эту тему да.

Традиция коммуникации с «творческой интеллигенцией» зародилась еще в царской России. Николай и Пушкин, Екатерина и Вальтер. Русские монархи были людьми неглупыми и начитанными. С одной стороны им хотелось пообщаться со своими кумирами, и они нагло пользовались статусом. С другой, они видели, какое влияние на них оказывают те или иные книги. И через общение с «инженерами человеческих душ» пытались правильные мыслишки закинуть в народ. У Екатерины с ее сатирическими журналами это получилось на троечку, у И.В. Сталина, который от и до продолжил, эту традицию уже на крепкую четверку.

Стивенсон вдохновлял английских мальчишек поступать на флот и исследовать новые земли для английской короны. Киплинг звал их же в Индию. С той же целью. Толстой заманил Циолковского в космос возбуждающими округлостями Аэлиты, целая плеяда лауреатов сталинской премии поднимала народ на войну и освоение целины. В Америке холодной войны как чумы боялись «красной угрозы» и через культуру пытались дать ей отпор. Все это конкретные задачи, иногда писатели рождали их сами. Иногда подкидывала власть.

Подобные встречи как раз и нужны, чтобы сформулировать задачи. Подкинуть их писателям. Потому что Стивенсон все так же манит в странствия, но вот беда – неоткрытых земель не осталось. Власть сначала должна сама сформулировать новые задачи и создать базу для их реализации.

К примеру, блестящий Олег Дивов в самый разгар разговоров о модернизации написал роман «симбионты» и повесть «К-10», может быть какой-нибудь школьник и захочет по итогам прочтения посвятить свою жизнь биотехнологиям. Но а) где агрессивная реклама «правильных» книг со стороны государства? Чтобы ознакомившихся школьников было больше б) «правильные» ли это книги, а то, может, у нас совсем другие задачи? в) Куда школьнику с его желанием идти? Нужны ведь всякие кружки и так далее.

Именно эти вопросы стоит обсуждать на подобных встречах. Власть, а не писатели должны быть «нулевым пациентом». А писатели должны выполнять свою задачу – и разносить идеи в увлекательной форме среди народа. В итоге же все скатилось к обсуждению домов отдыха и прочих «вкусняшек» от государства для профессиональных литераторов. Понятно, что одна встреча вряд ли способна переломить ситуацию, тут необходима комплексная работа. Скоординированная работа достаточно большего числа разных и очень независимых людей. Власти, издателей, министерства образования, писателей и даже рекламщиков.

В конце концов, меня не покидает смутное ощущение: а может зря мы со всем этим носимся как с писанной торбой? Возможно, в ситуации, когда школьники коллективно забивают на школьную программу по литературе, важнейшим из искусств для нас являются компьютерные игры. И следующей поколение покорять космос должны звать уже не писатели-фантасты, а фантасты-сценаристы? Интересно, как выглядела бы встреча Путина с представителями игровой индустрии, они тоже стали бы себе дома отдыха требовать?

Добавить комментарий