Оба хуже

img_2015-6443867

Очередной «крестовый поход на современное искусство» Дмитрия Энтео и его «Божьей Воли» дал самый неожиданный эффект. Никогда еще верующие и светские, а то и антиклерикальные сообщества нашей страны не были так едины в оценке действий «православных активистов». Оценка эта, понятным образом, негативная.

Если вдруг, кто не в курсе, то Энтео-Цорионов со своими сторонниками ворвался на выставку «Скульптуры, которые мы не видим» и устроил там то, что называется дебош. Выставка была посвящена памяти объединения ЛеСС, в детские шкафы на заказ которое в советское время входили Вадим Сидур, Николай Силис и Владимир Лемпорт. В общем, тоже этакое «концептуальное, андеграундное искусство», но образца середины прошлого века. Однако Цорионов громил не столько их работы, сколько «творчество» современных художников. Отдельная экспозиция была представлена, так сказать, последователями ЛеССа. И ряд экспонатов действительно был с религиозными мотивами. Что интересно, мероприятие проходило практически в центре Москвы, в Манежке.

В общем-то, как это часто бывает с Энтео и его активностью, про эту выставку широкая общественность не узнала бы ничего. Мероприятие было не закрытое, но явно для «своих», для ценителей. При этом тот же Сидур – скульптор, что называется, «широко известный в узких кругах». Он вроде и с мировым именем, но имя это звучит, в основном, в узкоспециализированной среде ценителей и критиков. Вернее, звучало. Теперь мы все знаем про этого человека от искусства. О выставке и экспонатах мы все также узнали из-за акции «Божьей воли».

В общем, у Цорионова получился «рекламный погром», как и во множестве предыдущих случаев. Его «православные активисты» вламываются на какие-нибудь спектакли, выставки, биеннале, о которых только после этого и становится известно широкой общественности. Такое ощущение, что «Божья воля» – это некое альтернативное рекламное агентство. «Если про вас никто не знает, то мы устроим вам шумный погром и про вас заговорят все».

Но, Бог с ним, с Энтео. Куда интереснее общественная реакция, сам факт полемики вокруг события. Реакция, нужно сказать, странная. Куча народу дружно заговорила о том, что у нас тут скоро будет «православный Иран». Ну, вроде как, громят искусство в центре Москвы, чуть ли не как на территории ИГИЛ. На самом же деле мы видим совершенно иную картину. Современные художники уже давно заходят за рамки какой бы то ни было этики, это не новость. Просто основной элемент этого так называемого современного искусства – эпатаж. А непосредственно художественная ценность произведений – вещь даже не второго, а сто двадцать второго плана. Ни в коей мере не имея в виду собственно ЛеСС, можно с уверенностью сказать, что «современная» часть выставки была именно такой. В том числе, и с некорректными заигрываниями на христианскую тему.

Всё тот же закон об оскорблении чувств верующих, однако, не сработал. То есть, никого из организаторов выставки или современных скульпторов не судят, не сажают, не штрафуют. Почему важно это упомянуть? А потому, что когда закон принимался, в социальных сетях, в обществе в целом была целая паническая волна на тему того, что вот сейчас и чихнуть нельзя будет, проходя мимо церкви. Однако закон оказался не так уж суров и неотвратим.

Задержан, между тем, Дмитрий Энтео. За хулиганство. И весьма возможно, что в суд попадет он, если в его действиях будет найден состав преступления. Понятно, что отделается, скорее всего, штрафом, но важен сам прецедент. Прецедент адекватной работы государственной системы в сфере культуры и религии.

Важен, кстати, и сам факт протеста от Цорионова, с погромом. Тут все в едином порыве говорят, что «погромы недопустимы», что Энтео – вандал. По-хорошему, правду говорят. Но проблема ровно в том, что Цорионов пошел хулиганить, а не обратился в те же правоохранительные органы, не предоставил фотографии компрометирующих и оскорбляющих произведений.

Со скульптурами вообще история может зайти очень далеко, если никак не реагировать на изыски «современных художников». И примером тому США. Там пару лет назад на волне тотальной свободы совести и вероисповедания в Оклахоме поставили памятник Бафомету, назвав его «Радуйся, сатана». Композиция простая: дьявол и дети, стоящие рядом с ним. Власти Детройта попытались даже судиться и напомнить, что вообще-то Соединенные Штаты – это христианская страна, отцы-основатели были пуританами, и вообще, как-то это всё нехорошо. Однако суд постановил памятнику быть. Свобода вероисповедания, и никуда не денешься.

И в Оклахоме, да и во всех Штатах не нашлось своего Энтео, который бы снес этой статуе голову. А потому, что посадили бы без вопросов за вандализм. За оскорбление сатанинских «святынь». И был бы это не штраф, а реальный срок лет на несколько. Хотя и штраф впаяли бы, на восстановление скульптурной композиции и за нарушение общественного порядка.

Так что, нужно сказать, в России все и с защитой «верующих» гораздо мягче, и с творческим самовыражением через современное искусство все куда приличнее. По крайней мере, представить у нас где-нибудь в Рязани памятник «дьявол и дети» крайне сложно. С другой стороны, российская культура крайне эклектична, и в ней есть пространство для маневров, действий и противодействий. При этом, в первую очередь, законным путем. Вообще, такая гибкость и мягкость законов называется демократией.

И, самое главное, наше общество, за исключением совсем уж рьяных верующих или не менее рьяных антиклерикалов, заняло консолидированную позицию, которая кратко выражается поговоркой «оба хуже». Плохи и художники-провокаторы, перешедшие определенные, нет, не законодательные, а моральные и нравственные рамки. При этом перешли они их, в первую очередь, для того, чтобы хоть кто-то обратил на их творчество внимание. Благо, художественная ценность этих поделок стремится к нулю.  Плохи и Цорионов со сторонниками, которые нашли самый примитивный и в то же время хулиганский метод устранения того, что они считают неправильным и кощунственным. При этом, невольно или с умыслом, еще и разрекламировав доселе кулуарное мероприятие «для своих» на всю страну.

Однако в происшествии есть и положительные стороны. Во-первых, адекватная, за немногими исключениями, публичная дискуссия, с неким четко выраженным общественным компромиссом. Во-вторых, оперативная работа правоохранителей. В-третьих, общий градус социальной напряженности в сфере культуры и религии стал как-то ниже. Люди видят конструктивный выход из проблемы. Люди признают, что погром — это нехорошо, поскольку в разрешении проблемы «кощунства на выставке» были абсолютно законные, правовые пути. Тот же закон об оскорблении чувств верующих, который Цорионов мог поднять на щит не в зале со скульптурами, а в зале суда. И это была бы уже совсем другая история, осудили бы деятелей современного искусства или оправдали. Важен сам факт наличия правовой альтернативы, которая в России есть.

Впрочем, понятно, почему он пошел в Манеж, а не в суд. Помните Pussy Riot с их панк-молебном? Тогда все «интеллигентное сословие» с восторгом приняло вторжение и десакрализацию места. Энтео своим мероприятием уничтожил лже-святилище современного искусства. Но ему почему-то никто не похлопал.

В целом же понятно, что столкновения культуры, политики и религии в нашей стране будут продолжаться. Как и в любой развитой стране мира. И понятно, что такие истории будут предметом горячих споров, поводом для выражения самых разнообразных мнений. Но именно это и называется «свобода слова, свобода мнения». И поскольку диалог этот все больше напоминает цивилизованную полемику, а не истерический многоголосый скандал, можно сказать, что гражданское общество в России и в этой трудной сфере стало блюсти определенную культуру.

Весьма возможно, во многом благодаря пресловутому закону о чувствах верующих, который поначалу все так дружно и страстно ругали.

Добавить комментарий