Политика осталась без шоуменов. Все ушли в искусство

izvestia_200913_3-1058834

Писатель: Я писатель. 
Читатель: А по-моему, ты г…о! 
Писатель стоит несколько минут потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.
Даниил Хармс. Случаи

Дорогой читатель, ты можешь мне напомнить, что происходило на русском марше 2012 года, а что было на митинге оппозиции 10 марта 2012 на Новом Арбате? Не можешь? Я вот тоже затрудняюсь, хотя это и произошло всего год назад, а арбатский митинг был вообще всего через неделю после президентских выборов. Там ничего не происходило, как ничего не происходило на митингах до того и после. Единственное исключение события декабря 2011 года, но там, важна была не столько форма, сколько большой выбор шкафов купе в москве содержание. Если бы там отключили микрофоны, то ничего бы толком не изменилось. Речь Навального про «Да или нет» все бы смотрели на youtube (хотя разве кто-то поступал иначе?) 

Российская оппозиционная политика стала на редкость незрелищна. Дебаты перед выборами в Координационный совет оппозиции, равно как и сами его заседания можно было смотреть лишь по очень большой служебной надобности и с чашкой крепкого кофе, чтобы не заснуть. Обсуждать дебаты между кандидатами в мэры Москвы не пришло в голову даже такому заядлому любителю треша, как я. Они были феноменально неинтересны, причем это касалось даже такого харизматика, как Дегтярев. 

Всерьез смотреть обсуждения законов Государственной Думой вообще не имеет смысла, решения понятны изначально, интересных речей не бывает. Легендарный депутат Марычев, приходивший на заседания то в плавках, то в бронижилете уже давно умер, Жириновский присмирел. Других шоуменов в парламенте не оказалось. Последний политический креатив, который я могу вспомнить это Илья Яшин и Мария Гайдар висящие под мостом с плакатом «Верните выборы, гады». За веселье и креатив теперь отвечают безумный депутат Евгений Федоров, да петербургский борец за православие Милонов. Но они не совершают акции, а просто делятся деталями своего внутреннего мира, кардинально несовпадающими с тем, что обычный пользователь Интернета видит своими глазами.

Забавно, но теперь за интересность политики отвечают не политики, а современные художники. То арт-группа «Война» нарисует член на Литейном мосту и получит за это государственную премию, то Pussy Riot споют милую песенку на солее, то художник Павленский зашивает себе рот или приколачивает свою мошонку к брусчатке Красной площади. 

Все крутят пальцем у виска, но все обсуждают и даже читают манифесты, которые оперативно распространяют художники. Известна мысль, что современное искусство уже давно не столько про искусство, сколько про современность. Это возможность обратить внимание мира на свою философию и потому чем безумнее это будет выглядеть, тем лучше, тем больше вероятность, что тебя заметят и возможно даже предложат поработать арт-куратором или выступить на западных выставках. Как это получилось у того же человека-собаки Олега Кулика, который после своего легендарного перфоманса «человека-собаки» оказался востребован по всему миру и приглашался на всяческие биеннале, а ведь за акцией стояло какое-то важное содержание. Не просто же так заголовок акции был: «Последнее табу, охраняемое Одиноким Цербером». Что за табу никто, конечно, уже не помнит. Но гонорары Кулик получает исправно.

Понятно, что своей цели Надежда Толоконникова уже добилась: широкая общественность всерьез возмутилась сотрудничеством Церкви и государства. Более того, Толоконникова вступила в переписку с одним из самых известных современных философов Славоем Жижжеком и обсуждает с ним судьбы мира. Она состоялась и как художник, и как философ. Приглашения на конференции и биеннале после выхода на свободу обеспеченно. 

С этим можно бороться, но понятно, что заявления министра Мединского об отказе в поддержке современного искусства только укрепят новых Куликов в их антигосударственных воззрениях. 

Поколение XL галереи или даже галереи Гельмана ушло в прошлое, теперь в моде радикальный художественный протест. Новое искусство провокативно и потому для большего успеха (читай скандала) оно будет происходить в максимально публичных местах, возможно даже в святынях. 

А политика и политические высказывания так и останутся серыми и унылыми. Яркий креатив свойственен скорее странам с политикой переходного периода, а у нас сплошная стабильность. Хотя думаю видео самосожжения депутата Исаева пользовалось бы большой популярностью на YouTube и многим бы сделало день!

На фото реконструкция акции Дмитрия Гутова «Над черной грязью». Галерея «Риджина»

Теги: World Dog Show, Илья Яшин, Координационный совет оппозиции

Добавить комментарий