Про «Cрок»

2-6531269 1182-1713689

После долгой и кропотливой работы, тысяч короткометражек и одной прокурорской проверки вышел фильм документалистов Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова «Срок».

Изначально авторы позиционировали себя как независимых ни от кого документалистов, что не помешало им при первых вопросах со стороны правоохранительных органов перебежать под крыло тогда тимченовской «Ленты» (не отличавшейся объективностью). Впрочем сам фильм получился довольно однозначным. По крайней мере сами герои пытаются оправдаться сами за себя. Менее оппозиционные блоггеры также в восторге: «Посмотрел 5 минут. Захотелось записаться в ОМОН».

Но куда важнее не мнение зрителей, а содержание фильма.

В фильме существуют две основных сюжетных линии — детективная и любовная (в лучших голливудских традициях). Детективную олицетворяет собой кумир городских сумасшедших Алексей Навальный, любовную — трагедия Ильи Яшина и Ксении Собчак, впрочем, я забегаю вперед. Где-то они плотно переплетаются, где-то расходятся, но, в целом, неотъемлемо связаны друг с другом.
Впрочем, даже отдельные минисюжеты самоценны (фильм был «сверстан» из множества короткометражек). Вот лидер ультраправых Поткин с видом заправского «сексота» доправшивает активиста согласована ли у него надувная пила, вот удивленный Навальный узнает, что ему «впаяли пятерочку», вот Собчак с Яшиным мило сидят на скамье: Ксюше нужна романтика и отдых, а Илья рассказывает на камеру свою политическую программу (и резонно получает от своей девушки предложение заткнуться и дать насладиться моментом). В целом же сюжет ставит вопросы (или тезисы) и сразу (или не сразу) дает на них ответы. Вечеринка в модном клубе на дне рождения Навального — одинокая бабушка держащая его предвыборную агитацию, суетящийся Пономарев с жалобами на кризис среднего возраста — поющий с джазменами Путин. Вышеупомянутый «сексот» Поткин уже кричит грозные антисистемные лозунги со сцены. Показать свою «многогранность» (не будем говорить «двуличность») дали всем.

Но вернемся к сюжету: события в фильме охватывают время от митинга 6 мая, с которого началось «падение» нашей оппозиции до середины 2013-го — смягчения наказания Навальному в деле «Кировлеса» и его участие в выборах мэра Москвы.
Оппозиция за это время успевает пройти этап от огромной массы, способной прорывать кольца ОМОНа и задавать повестку дня до кучки маргиналов (которой она и являлась до декабря 2011-го). Ну а роман «самой красивой пары оппозиции» завершился тайной свадьбой Собчак и Виторгана и одиноким унылым Яшиным (с его попытками «склеить» скучающих норвежек в клубах и обучением негров политическим лозунгам).

Лучше всего на это смотреть не ограничивая себя рамками повествования — в ретроспективе. Как сложились судьбы героев в свете сказанного в фильме.

Ксения Собчак — счастлива замужем, ведущая на телевидении, перешла от активной фронды и выступлений на митингах к обычной жизнью обычной звезды. Ее фраза про: «Ну, с такой оппозицией, мы, конечно, всё … [пустим прахом]» оказалась пророческой. Наверное, это единственный «развившийся» за период фильма человек. И мысли стали более взвешены, и поведение…

Алексей Навальный — пропал с политической арены после домашнего ареста — без периодических политических скандалов и подпитки своих (по его определению) «хомяков» о нем благополучно забыли, а с началом «русской весны» своими русофобскими заявлениями он от себя отвратил даже верных националистов и адекватных либералов патриотического толка. Выборы мэра он с треском проиграл, но
Илья Яшин, в прошлом лидер «Обороны» (аналогичной множеству финансируемых западом «революционных» организаций), однако и известный лишь специалистам и людям, глубоко интересующимся политикой, да романом с Ксенией Собчак, безрезультатно пытается пройти (пока собирает подписи) в Московскую Городскую Думу. Кажется, более ничем он с тех пор и не смог выделиться.

Остальных героев конечно можно упомянуть, но только зачем? Похоже, события гардеробная шкаф 2011-2012 годов подавшие для наших радикалов надежду на аналогичный украинскому переворот так и останутся самыми яркими воспоминаниями их жизни. Националистов и патриотов они привлечь не способны — «начальство» не позволяет пользоваться актуальными патриотическими трендами, а разговоры о сдаче Крыма и Донбаса сразу вносят их в список врагов для любого сколь ни будь патриотически настроенного человека.

Что уж греха таить: мои друзья активно вовлеченные в те события — освещавщие события, работая в штабах и активно митинговавшие — сейчас стыдливо отводят глаза и говорят что их «обманули». Фильм можно назвать «отчетом» о проделанной работе. Завершается оптимистической городской сумасшедшей и «светлым будущим» для Навального, но мы то понимаем что будет дальше — Украина, Крым, Донбас и полная утеря повестки. Старая более ни на что не годна, а новую ухватить нельзя — не пустят к 5 миллиардам «грантов». Скисли.

Теги: Алексей Навальный, Илья Яшин, Ксения Собчак, Усадьба джаз

Добавить комментарий