Пространство самовырождения

img_2015-04-15-105015-3574216

Факт совпадения в 2015’м году дат православной Пасхи и Дня космонавтики стал поводом очередного проявления так называемого «современного искусства» России. Некий уличный художник Александр Жунев из Перми нарисовал первого космонавта планеты Юрия Гагарина в образе распятого Иисуса Христа. Многие представители православной общественности города данную акцию осудили, а сам художник объяснил её смысл желанием продемонстрировать суть «многовекового противостояния религии и науки».

Скандал на почве столкновения «искусства» и религии это далеко не первый.

Совсем недавно в новосибирской интерпретации «Тангейзера» Тимофеем Кулябиным, вопреки Вагнеру, на сцену был выведен сам Иисус Христос, который по сюжету является героем эротического кино и предается плотским утехам с Венерой в её гроте. В итоге тысячи новосибирцев вышли шкафы в спальню на заказ к зданию оперного театра в знак протеста против наглого издевательства над святынями, спектакль был снят с репертуара, директор уволен, общественность выдохнула.

Мне самому не так давно выпала возможность посмотреть тот самый скандально известный спектакль «Карамазовы», поставленный якобы по роману Федора Михайловича Достоевского режиссером Константином Богомоловым в Московском художественном театре имени Чехова. «Якобы» – ибо сюжет извращен и обезображен режиссером таким же образом, каким прежде это было сделано им в «Идеальном муже» якобы по Оскару Уайльду

В спектакле Богомолова Дмитрий Карамазов ест мощи святой великомученицы Варвары, Катерина Ивановна занимается с Грушенькой лесбийским сексом, а русскую песню «Калинка-Малинка» поют задницей. Жуткий постмодернистский трэш. Издевательство над Церковью, вываливание России в грязи на протяжении четырех с половиной часов. И это такой у нас теперь МХТ, да. Поставлено на сцене, где играл Константин Сергеевич Станиславский. А аудитория радиостанции «Эхо Москвы» воспевает сие непрерывно.

Кстати, об «Эхе». Сразу после Пасхи на сайте радиостанции появилась блоггерская запись Леси Рябцевой. Одна показательная цитата: «Яйца красьте. Пеките куличи. Только давайте понимать, что и зачем вы делаете, а не только потому что так принято. И давайте не светить своими яйцами во все стороны. Раз уж запрещаем гей-пропаганду, то во всех смыслах. Не изменяйте себе».

Что это такое? Как все описанные образчики жанра характеризовать и интерпретировать? Говоря о Церкви, ее месте в обществе, необходимо разделять религиозность населения и отношение к религии узкой группы «креаклов» или каких-то там «изрядно-порядочных». Неважно. Все понимают, о ком речь. Для российского населения, отмечающего Пасху, Русская Православная Церковь – это идея веры в Бога, это система консервативных ценностей, поддерживающаяся государством, это часть великой традиции предков. Да, конечно, из указанных в последней переписи населения 80% православных далеко не все воцерковленные и, кто-то не ходит в храмы регулярно, кто-то в чем-то врет, кто-то бесконечно далек от православных идеалов в быту. Однако, мы подчеркиваем: перечисленные люди относятся к Церкви с уважением, для них религия – элемент повседневной жизни.

И есть «креативный класс», для коего Церковь и вообще сакральное в представлении большинства населения превратилось в пространство выражения протеста. То есть присутствует ощущение, будто агрессивная, находящаяся в меньшинстве серость, недовольная отстраненностью от власти, озлобленная уделом непопулярной несистемной оппозиции, стремится попросту нагадить большинству. Обратиться к нему в глумливом задоре: «Я – не быдло, я – не толпа с крашеными яйцами и попами». Хотя, по факту мы видим самовыражение комплексов, неудовлетворенности, а порой – самой вопиющей бездарности. Вспоминается одно стихотворение, некогда «красовавшееся» на стене туалетной комнаты Исторического факультета Саратовского государственного университета. Цитирую:

«Писать на стенках туалета

Увы, мой друг, не мудрено.

Среди дерьма, вы все – поэты,

Среди поэтов, вы – дерьмо».

Показательно, не так ли? Мы понимаем, что Церковь формирует у верующих определенную картину мира, основанную на традиции. И чем сильнее упомянутая картина в головах населения – тем слабее действует либеральная пропаганда. Поэтому, РПЦ становится объектом стольких нападок и атак. Через церковную тему воюют с государством, действующей властью. Даже не скрывая сего обстоятельства в ряде случаев. Плюс, пиарятся. Вот живет, условно говоря, никому не нужный особо художник в приближенной к Уралу провинции. Бухает. А тут поиздевался над иконами – и о нем сразу заговорили. «Олицетворитель новой культуры», видите ли.

Что со всем этим делать? По меньшей мере, перестать за это платить. Те же «Пусси Риот» или Марат Гельман отлично коммерциализировали свой «антиклерикальный протест», хотя сливки снимают уже за рубежом. В России же пусть режиссеры с Болотной площади идут в малопосещаемые частные театры, собираются на квартирах, там глумятся по поводу всего и тащатся от этого. Самовыражаются, самовырождаются. Но взять деньги у страны, чтобы облить всю страну нечистотатами – обозначенную практику пора прекращать.

А ещё более важно то, что тот самый художник Жунев в интервью после привода в полицию сам сказал, что забрали его потому что «люди жаловались…» И если людям не всё равно, то ещё не всё потеряно.

Теги: День космонавтики, День радио, День российской науки

Добавить комментарий