Столица выборов

77-9578819

Создание креативных кластеров общественного питания вроде стрелки Болотного острова или Парка Горького не прошло для Москвы даром – город незаметно стал экспериментальным полем не только для новых экономических проектов,  но и для отработки новых и моднейших политических технологий, в очередной раз показав, кто тут провинция, а кто задает тренд.

Весна 2014-го года ознаменовалась мало того, что непривычно рано заметной предвыборной кампанией, но ещё и ориентированной на капиллярную работу с населением. Важнейшей чертой этой кампании становится отказ от использования крупных политических брендов и апелляция к гражданской сознательности горожан.

Начало этому подходу было положено ещё при выборах мэра города, когда Сергей Собянин фактически отказался от поддержки «Единой России» и заявил о самовыдвижении. Тогда многие обиженные политтехнологи назвали такой подход ошибочным. Мэр перепутал не прописанный в Москве, но политически-сознательный «креативный класс» с гражданским сердечником города, т.е. с рабочими заводов и бабушками на лавочках, говорили они.  Тем не менее, пусть и не триумфально, но Собянин выборы выиграл, а второе место на них занял лишенный содержательной партии Навальный. В это же время, сделавшие ставки на федеральные бренды ЛДПР и «Справедливая Россия» (первая выставила унизительную для города кандидатуру незаметного депутата ГД Дягтерева, а лидер «СР» Левичев получил в копилку предвыборных лозунгов от населения слоган «Голосую за Левичева, потому, что ЛСД») выборы проиграли с треском. Это же касается и условно-либерального кандидата «Яблока» Митрохина.

Этот отказ от партийного покровительства заодно и добавил в сами выборы яркие региональные краски.

Когда в конце марта один из главных лоббистов интересов Москвы в Госдуме Людмила Швецова вместе с рядом коллег запустила проект «Моя Москва», цель которого – изготовление шкафов купе на заказ недорого организация праймериз по отбору потенциальных кандидатов (вещь по закону совершенно необязательная) в Мосгордуму и возможность «заранее определить народную повестку будущих выборов», (т.е умыкнуть у оппонентов пару-другую идей), то в её состав вошло несколько известных в стране горожан регионального значения, не являющихся политиками.

Например, в инициативную группу «Моя Москва» по организации московских праймериз вошел основатель «Bosco» Михаил Куснирович. «Гражданская платформа» выдвигает помимо весело смеющегося на встречах с Путиным Леонида Ярмольника также и несколько «капитанов» московского строительного бизнеса, вроде главы Группы компаний ПИК Павла Поселенова, правда делает это неформально. Куснировича и Поселенова сложно, конечно, назвать достоянием города, но их проекты это проекты заметные (в случае с ПИК – буквально) во всем городе, творчекие, что принципиально отличает их от привычных партийных директоров роддомов и главврачей – людей для города важных и заметных, но скорее на уровне района или, максимум, округа, но редко определяющих то, как выделить Москву на фоне всей остальной страны.

Таким образом, уничтожается единственное преимущество «креативной оппозиции» — её яркость. Если кто-либо из неё (а Илья Яшин – уже) решиться поиграть с «Моей Москвой» в праймериз, то, скорее всего, будет подавлен агитационным потенциалом кандидатов-оппонентов ещё до выборов. А если каким-либо образом и сможет выиграть, то раскроет все имеющиеся у него козыри гораздо раньше, чем нужно и полученная известность в рамках процесса ему вряд ли поможет.

У лихо улыбающегося в каждой кабинке лифта в Зюзино депутата Зверева, способов донести до широких масс населения свои обновленные после праймериз идеи больше на порядки (по числу этих кабинок), чем голосов, которые заработает среди активных городских сумасшедших на праймериз мунициапальщик Янкаускас. Это страхует даже серых и скучных «келейных» кандидатов от мэрии.

Опять же, нельзя сказать, например, что условный депутат от «ЕР» Мосгордумы Сергей Зверев, о котором в официальной биографии сказано, что он «воспитал дочь, имеет двоих внуков» – это сокровище небесное для жителей района «Зюзино». Однако, бывший глава Департамента территориальных органов исполнительной власти – это оппонент с политическим и административным опытом и способностью к мобилизации ресурса районных управ на облагораживание цветников. Если у него не хватит фантазии, ему подкинут пару идей. В тоже время, его главный оппонент Константин Янкаускас прославился исключительно шумным разоблачением одного руководителя ДЕЗа у которого подглядел яхту, и одним роликом в сети, где опять же что-то разоблачал, где-то что-то подглядев.

Наверное, если бы Зверев был также разоблачен каким-либо образом, это бы нанесло ему репутационный урон и может даже загубило бы кампанию, но точно не усилило бы агитационный потенциал Янкаускаса и не умалило бы технические ресурсы, которые были бы брошены на поддержку другого кандидата, например, из «лояльной» оппозиции. Говоря проще, эффект неожиданности был бы потерян и в игру вступила бы административная агитационная мощь.

При этом сохраняется главный козырь «провластных» кандидатов – возможность апеллировать к «реальным делам». Только к «ЕР» или кандидатам мэра (коммуникативно схожих до неразличимости под брендом «Власть», но аппаратно – разграниченным) применима претензия к «реальным делам», равно как и опора на них.

Непартийным кандидатам можно быть только яркими,  а оппозиционно-партийным остается только напоминать о самом факте существования своей партии, как это сделала ЛДПР, загодя сообщив городу о своем существовании на каждом столбе, вывесив соответствующее объявление.

В этом смысле инициатива «Моей Москвы» — это креативный ход, который может быть в скорости перенят всей страной. Первым репетиционным боем такого класса стали, кстати говоря, первые интернет-выборы в Общественную палату Российской Федерации, реализованные через систему РОИ. Их отличие от всех предыдущих в том, что выборный процесс строится не по принципу «авторитетная общественная организация – представитель в ОП», а по принципу «активисты общественной организации – представитель в ОП», т.е. благодаря системе верификации избирателя через РОИ оказывается ясно, каким мобилизационным ресурсом из «живых» участников реально располагает организация. Никто не отменяет того, что в организации может быть зарегистрировано сколь угодно много живых людей, но сколько из них готовы заниматься общественной деятельностью хотя бы в формате голосования, для которого надо поднять зад и зарегистрироваться на сайте? Последний украинский опыт показал, что для сохранения власти легитимность должна опираться на пассионариев с одной стороны и на формальную процедуру – с другой. Огромное количество мертвых и полумертвых душ сохранить власть в существующей атмосфере не помогут.

Теги: Илья Яшин, Мэр Москвы Сергей Собянин

Добавить комментарий