«Забавные игры»: байка о среднем классе

zi-obl-3840491

Основная тема практически всех фильмов Михаэля Ханеке – насилие, психологическое и физическое, разные формы насилия и страха. Приверженность жанру затронула и «Забавные игры» — два абсолютно идентичных фильма 1997 и авто-ремейка 2007 годов, основным изменением которого стал лишь «звездный» состав из Наоми Уоттс, Тима Рота, Брэйди Корбета и Майкла Питта.

Семья выезжает на отдых за черту города, где знакомится с двумя порядочными и вежливыми юношами. Но таковыми они остаются недолго, сначала подростки донимают Энн (Наоми Уоттс), заставляя ее истинную истеричную природу бороться с социальными обетами, затем, сходу выдав «спорим, что никто из вас не доживет до 9 утра завтрашнего дня», приступают к методичным играм по разрушению психики и жизней всей четы шкаф в офис для документов .

zi1-1727039

«Забавные игры» — эдакая рука закадычного друга, которая лопает твой с усилием надутый, большой и красивый мыльный пузырь. Классическая музыка в машине, вылазки за город всей семьей, яхта и стейк для гостей – жизнь удалась, пусть внутри и нет ничего действительно стоящего, кроме лицемерной толерантности, как способа спрятать страх насилия. При просмотре невозможно отделаться от гнетущего чувства безысходности и безнадежности, ведь методично выстраиваемый хрустальный замок в одночасье рушится.

Здесь проблема насилия затронута сразу с нескольких сторон: оправдание его обществом, преувеличенные последствия насилия для психики, картинная надежда на жалость, несмотря на жестокую природу насилия, а также брешь, отсутствие барьера между издевательствами на экране и жизнями зрителей, ведь связь между материальным и нематериальным здесь практически стерта.

zi2-940x508-1388781

Каждый ответственен за то, что увидел во время просмотра фильма, ведь два мальчика-безумца – бессознательные герои, антитеза всем существующим законам культуры, искусства, а соответственно и нашего сознания. Современное, а особенно американское, общество привыкло оправдывать злодеяния трудным детством, моральной травмой или разводом родителей, в то время как оправдания этому нет. Ханеке отвергает любую «романтизацию» картины. Никакой жалости, никакого оправдания.

После убийства ребенка насильники покидают дом на несколько часов. Мать с отцом практически не обращают внимания на труп сына, отец произносит пафосное «прости меня» жене. Шаблонные элементы спасения – телефон, соседи – не работают и не помогают.

Нет ничего страшнее для родителей, чем смерть ребенка, его убийство и есть самое главное преступление, но так ли это ужасно? Ханеке ломает и этот автоматизм, страшнее не загубленная жизнь ребенка, а то, что это можно пережить.
Итак, они остались в доме одни, но телефон не работает, людей в округе не оказалось, а садисты вернулись. Режиссер разрушает жанровое клише, не оставляя главным героям возможности выжить.

zi4-1185912

«Если ты хорошо помолишься Богу, то сможешь выбрать, кто и как умрет» — героиня в отчаянии произносит самую дурацкую молитву, после которой, уличив момент, убивает выстрелом одного из парней. Другой берет пульт и отматывает пленку назад, мы видим ту же сцену, но теперь оба насильника снова живы.

Даже выкроив время и возможности для мести, ничего не удается. Ведь это фильм-безнадежность о безопасности внутри государства. И ремейк с участием известных лиц создан для того, чтоб усилить подрывной эффект деконструкции жанра. Ханеке плюет в лицо американскому мещанину, который пресыщен зрелищем, который пришел с ведром поп-корна посмотреть на новый блокбастер или хоррор, где Майкл Питт скорее всего изнасилует Наоми Уоттс, а Тим Рот спасет жену и ребенка, выгнав истязателей из дома.

Здесь насилие – продукт общества усмирения. Толерантность, терпимость и лицемерная доброта – все это тюрьма для эго, порождающая безумное и безосновательное насилие. Насилие, как продукт «политики усмирения» буйных здесь перекликается с одноименной программой Европы в отношении Германии – родины режиссера — после Первой мировой войны. Как известно, творчество Ханеке тесно связано с немецкой трагедией времен Второй мировой. Потому этот фильм раскрывает всю гамму противоречий этического, идеологического и оправдательного подспорья насилия.

Теги: Всемирный день доброты

Добавить комментарий