Жил был художник один

tumblr_inline_mw9o7xplqt1qejjk7-3098716

В свое время, на просторах интернета, на глаза мне попалась замечательная фраза неизвестного автора: “Современное искусство — это как “морская свинка”, в том смысле, что она совсем не морская и вовсе не свинка”.  Это не в бровь, а в глаз утверждение, сейчас смело применимо не только к современному искусству, но и к тому, во что выродились в России политическая борьба и оппозиционная политика, тем более, что одно тесно сплетается с другим, благодаря “креативному классу”.

В 90-е протест в России был социальным, людей заботили не некие абстрактные понятия, вроде пресловутой “свободы”, а насущные проблемы, буквально, вопросы выживания.  Лозунги на плакатах не соревновались в остроумности и креативности, а кричали о наболевшем. На митингах не мелькали дорогие шубы, модные гаджеты и веселые лица. Сытый голодного, как известно, не разумеет, потому оппозиционерам-белоленточникам невдомек, что буквально 15-20 лет назад люди в России желали элементарного, самого простого и самого главного — всего лишь жить. Пусть не богато, но нормально. По-человечески. Жить, а не выживать.  

В нулевые, единственным ярким пятном на фоне традиционно скучных шествий коммунистов и разного рода маршей несогласных, были акции нацболов, в виде захвата административных зданий, и закидываний различных персон тухлыми яйцами и гнилыми помидорами, под раздачу последних, кстати, буквально на днях, попал король Нидерландов. Толку от этих акций, равно как и смысла в них, было, что называется, как от козла молока, однако нацболам вполне хватало резонанса в СМИ.  Впрочем, иногда “наградой” служила уголовная ответственность, но это уже совсем другая история…

В 356 году до нашей эры,  молодой житель Эфеса по имени Герострат, сжёг храм Артемиды в своём родном городе, для того чтобы его имя помнили потомки. Геростраты дня сегодняшнего, к счастью изготовление шкафов-купе на заказ , не настолько масштабны, потому максимум, на что они способны, в попытках заявить о себе — это либо вандализм, либо дешевый эпатаж, не вызывающие ничего, кроме осуждения.  Особо преуспели в обеих ипостасях т.н свободные художники, представители арт-группы “Война”: в 2008 году несколько человек из них занимались сексом в одном из залов Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева, а в 2010, в ночь на 14 июня, в Санкт-Петербурге, активисты группы нарисовали гигантский фаллос  на Литейном мосту. Обе выходки подавались под соусом протестного активизма, хотя походили лишь на глупое хулиганство. Позднее, представители “Войны” осуществляли еще ряд провокативных актов, самым громким из которых стал печально известный “панк-молебен” Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, окончившийся для некоторых его участниц заключением под стражу.

Свято место пусто не бывает, и вот уже объявился новый “герой” — петербургский “художник” Петр Павленский. 10 ноября 2013 года гвоздём он прибил свою мошонку к каменной брусчатке Красной площади в Москве, заявив, что это являет собой “метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества”. Ранее, этот же персонаж прославился тем, что валялся обнажённым, завёрнутым в многослойный кокон из колючей проволоки у входа в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а также зашивал себе рот у Казанского собора, в поддержку упомянутых выше Pussy Riot.  

«О времена, о нравы!», — хочется воскликнуть подобно Цицерону. Раньше художники рисовали картины, выставляясь в галереях по всему миру, а теперь сношаются в музеях и прибивают себя голыми в общественных местах, называя это «перформансом» и «искусством». Раньше политическая борьба была средством отстаивания своих конституционных прав, народным волеизъявлением и способом донести до власти некие конструктивные предложения по улучшению качества жизни, сейчас же все свелось к цирку и балагану, эдакому театру душевнобольных, до которого есть дело либо самим его участникам, либо праздным зевакам, желающим хлеба и зрелищ. Все смешалось в доме Облонских, да так, что уже невозможно отличить кто перед тобой: пациент Кащенко, “современный художник” или же очередной борец с “кровавым режимом”. 

Согласно последнему опросу ВЦИОМ, 67% граждан положительно оценивают нынешнюю ситуацию в России, а на вопрос, все ли хорошо в вашей жизни, утвердительно ответили 83% опрошенных. На лицо возросший индекс положительной динамики оценок, т.е. россияне стали чаще оценивать ситуацию в стране, в своем регионе и городе как нормальную, хорошую и отличную. Таким образом, мы видим, что объективных предпосылок для недовольства в обществе нет, равно как нет и протестных настроений как таковых, в связи с чем, оппозиционная политика, скорее всего, продолжит и дальше маргинализироваться, не встречая понимания и поддержки. со стороны широких масс, оставаясь уделом либо скучающих «сетевых хомячков», страдающих от безделья, либо упертых «сектантов», живущих в придуманном мире, где им не хватает свободы. И от первых и от вторых здравомыслящие люди, как правило, стараются держаться подальше, предпочитая их мышиной возне более продуктивное времяпрепровождение.

P.S Пока писал данный текст, наткнулся на новость о том, что самые дешевые машины больше не являются самыми популярными. Бюджетных автомобилей стоимостью до 15 тыс. долларов продано в России меньше, чем дорогих. За семь месяцев этого года россияне купили более полумиллиона машин по цене от 15 до 25 тыс. долларов против 380 тыс. более дешевых автомобилей.

«До чего Путин страну довел…»

Добавить комментарий