Сегодня стало известно о том, что фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» взял третью по значимости награду Каннского кинофестиваля — приз каннского жюри. Посмотреть победную ленту можно будет уже 1 июня в кинотеатрах страны.
Карьера Звягинцева в качестве режиссера началась в начале нулевых, когда Андрею было 39 лет:
«В 2003 году, когда вышло «Возвращение», мне было 39 лет. До этого, начиная, наверное, с 1990-го года, в моей жизни была полная неопределенность, неясность рода занятий. Я актер по образованию, но в театр не пошел, – в ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать «продукт», вместо того, чтобы заниматься искусством.
Я был ноль без всякой перспективы, хоть иди вагоны разгружай. Я пробовал что-то писать, меня это очень вдохновляло, написал несколько рассказов, но дальше это никуда не двинулось. А потом меня всерьез увлекло кино.
Сначала я перебивался случайными заработками на телевидении, иногда удавалось снять рекламу. Но шансов делать большое кино у меня не было ни малейших. Конечно, я мечтал об этом, и у меня даже был замысел, который стал понемногу превращаться в сценарий. Я решил, что если я не сниму этот свой фильм в ближайший год, пусть на видео, пусть с любителями актерами, пусть на свои деньги, то всё, больше я никогда этого не сделаю. Ощущение, с которым я жил в те дни, это даже не депрессия, а как бы это сказать – зеро, ноль, ничто.
В том же 2000 году на одном канале взялись делать детективный сериал под общим названием «Черная комната», и мне предложили снять несколько коротких новелл. Тут я уже прикоснулся к кино, я начал ощущать эту профессию. Спустя полгода работы над этим сериалом продюсер Дмитрий Лесневский вдруг говорит: «А почему бы нам с тобой не снять полнометражный фильм?» У меня от одних только слов крылья выросли за спиной, я земли не чувствовал под ногами, когда он это произнес. Мы несколько месяцев искали сценарий и в результате нашли тот, который стал фильмом «Возвращение». Я, конечно, понятия не имел, что будет с этим фильмом дальше. Я знал тогда только одно – то, что я делаю, я хочу сделать максимально хорошо».
«Возвращение» — первый полнометражный фильм, снятый Звягинцевым. Удивительно, но дебютная картина принесла режиссеру 5 статуэток Венецианского кинофестиваля, в том числе золотого льва. Фильм повестсвует о двух мальчиках, внезапно обредших отца, под влиянием которого жизнь братьев полностью меняется.
Триумфальный дебют Звягинцева коренных образом изменил мнение о российском кино. Именно его победа вернула отечественное кинопроизводство на мировую арену.
Следующий фильм режиссёра — «Изгнание» — взял лишь серебрянную премию Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Этот фильм часто сравнивают с различными деталями, присущими творчеству Тарковского. Образ главной героини назвали пародией на Терехову из «Зеркала», а о финальной сцене и вовсе говорили: «Звягинцев – подражатель Тарковского, одинокие деревья любит снимать».
После «Возвращения» и «Изгнания» режиссёра любили упрекать в том, что «у него нет быта, одно бытие». В своём следующем фильме — «Елена» — Звягинцев учёл пожелания зрителей. Картина о жизни пожилой пары взяла «Особый взгляд» в Каннах, зрители же сочли ленту чересчур простой.
Однажды, рассуждая о деталях в фильме «Возращение», Звягинцев сказал:
«Знаете, мне кто-то однажды задал такой вопрос после «Возвращения»: «Вы хотите сказать, что в русской деревне мужик вернулся откуда-то (ну, понятно, говорят, откуда – в тюрьме был, где же еще…), пришел и поставил на стол вино, а не водку? Где вы такое видели?» Если вы сейчас говорите о таких житейских, бытовых решениях, то да, – я ими пренебрегаю, потому что точно знаю, тут должно быть вино, и точка. В описанных случаях я от них бегу, иначе отец этот будет просто заказать шкаф на заказ обыкновенным «бытовым» отцом. Он немедленно станет частным лицом, дядькой, которого зовут Николай Семеныч, у него появится место жительства, прописка и совершенно внятная история его отсутствия. Это будет история совсем о другом».
Возможно, и изображение унылого быта именно российской глубинки в «Левиафане» также было просто частью антуража. Тем не менее, после выхода этого фильма Звягинцева обвинили в антироссийской пропаганде. Против режиссёра выступили представители РПЦ, некоторые депутаты Госдумы, а также многие российские режиссёры. В это же время западная пресса пестрила хвалебными отзывами на кинокартину, делая акцент на изображении «быта русского человека».
Кажется, какой-либо политикой фильм наделили именно противоборствующие идейные лагеря, и даже актёры, но никак не режиссер. Так, в британской Daily Mail о «Левиафане» написали, как о «депрессивной истории о том, как повседневная жизнь в России пропитана коррупцией, церковной властью и водкой».
Фильм был награждён Золотым глобусом в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также премией Каннского кинофестиваля за лучший сценарий.
В новом фильме режиссёра «Нелюбовь» действия происходят в Москве, показанной с самой лучшей стороны. Интересно, как отреагирует публика на нынешнюю победу Звягинцева, когда она заслужена драмой, а не видами провинциальной России?
Теги: Возвращение, Елена, Звягинцев, Изгнание, Канны, Левиафан, Нелюбовь