По особому повелению царя Ивана Грозного и с благословения митрополита Макария 10 марта 1564 года вышла первая печатная, точно датированная книга «Апостол» («Деяния святых Апостолов»). Она стала бесценным шедевром типографского искусства, а дата ее выхода считается с той поры исторической датой начала на Руси книгопечатания.
Первая книга «Апостол» напечатана Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в типографии, которая была устроена еще в 1553 году на Никольской улице. Это первая государственная типография, на нее были выделены средства из царской казны. Выбор темы — деяния Апостолов — для первого издания не случайный: на Руси сборник «Апостол» был главным пособием, по которому обучалось тогдашнее духовенство. Тексты этой книги содержали первые образцы толкования Святого Писания учениками Христа.
Подготовка «Апостола» к печати продолжалась почти год: с апреля 1563-го до марта 1564 года. Для того чтобы отпечатать книгу, нужно было сначала сделать все необходимое оборудование и отлить шрифты. Очень трудоемким и кропотливым делом стала собственно подготовка текста «Апостола», который был скрупулезно отредактирован при участии митрополита Макария.
В истории сохранились упоминания о нескольких более ранних московских изданиях, но в них нет выходных данных, и они упоминаются как «анонимные». Да и с полиграфической точки зрения книга «Апостол» Ивана Федорова выполнена на высочайшем профессиональном уровне.
Книга «Апостол» отпечатана так называемым старопечатным стилем, разработанным самим Иваном Федоровым. За основу он взял московское полууставное письмо, которое применялось в середине XVI в. Издание украшено фронтисписной гравюрой с изображением евангелиста Луки — именно он считается автором библейской книги «Деяния апостолов». Богатая орнаментика восходит к лучшим образцам украшений, которые встречаются в гравюрах и рукописях Феодосия Изографа.
Первая печатная книга «Апостол» отличается высочайшей редакторской культурой. В ней не обнаружено ни одной опечатки, орфографической ошибки или подчистки. Исследователи неизменно восхищаются высокохудожественными гравюрами, филигранным рисунком шрифта, оригинально выполненными заставками и высоким качеством двухкрасочной печати. Федоров собственноручно резал и отливал буквы, гравировал заставки и рисунки, редактировал и набирал текст, печатал весь «тираж» — порядка 1200 книг. В крупнейших библиотеках и музеях по всему земному шару хранится 60 экземпляров бесценного издания.
Первая датированная книга Ивана Федорова и Петра Мстиславца стала образцовой для следующих изданий. В 1565 году Федоров и Мстиславец издали сборник молитв «Часовник». Эту книгу использовали при богослужении и по ней же обучали детей грамоте.
Сразу после того как вышла в свет печатная книга «Апостол» и вслед за ней — «Часовник», со стороны переписчиков на печатников начались гонения. Поджог уничтожил мастерскую встроенные шкафы в прихожую , и Федоров со Мстиславцем бежали в Великое княжество Литовское, где самый радушный прием им оказал гетман Ходкевич, основавший в своем имении Заблудове типографию.
В Заблудовской типографии в 1568 году московские мастера напечатали о «Учительное евангелие» — сборник назиданий и бесед с толкованиями евангельских текстов. Два года спустя был выпущен «Псалтырь с Часословцем» — эта книга широко применялась прежде всего для обучения грамоте.
Продолжил свое печатное дело Иван Федоров во Львове, где он основал типографию уже полностью по своей инициативе и на свои средства. Первой изданной в 1574 году во Львове книгой было второе издание «Апостола», уже со своей собственной издательской маркой, затем последовала «Азбука» — первый печатный учебник, единственный сохранившийся до наших дней экземпляр которой находится в США, в библиотеке Гарвардского университета.
Следующую типографию Федоров основал в Остроге — родовом имении князя Константина Острожского. Здесь были изданы «Азбука» (1578), «Новый завет» и «Псалтырь» (1580), алфавитный указатель к «Новому завету» (1580) и вместе с Герасимом Смотрицким — «Острожская Библия», первая полная Библия на русском языке (1580–1581).
Немало книг Федорова сохранились до наших дней, они поражают художественным совершенством. Сегодня бесценные памятники русского книгопечатания хранятся в музеях и частных коллекциях в Москве и Санкт-Петербурге, в Киеве и Львове, а также в Польше, Великобритании, Болгарии, Югославии, США.
Иван Федоров умер в 1583 году во Львове. В 1909 году в Москве, рядом с тем местом, где когда-то находился Московский печатный двор, открылся монумент великому русскому первопечатнику.
Интересные факты об «Апостоле»
Шрифт книги изготовлен по особому образцу, который отличался от тогдашних западноевропейских и славянских шрифтов, — это крупный полуустав XVI века с наклоном вправо, применявшийся в древнерусских рукописных книгах.
Буквы «Апостола» очень четкие, легко читаемые. Поскольку наклон вправо строго соблюдался, а величина совершенно одинаковая, строки ровные и стройные. Между буквами выдержано одинаковое расстояние.
Оглавление книги отпечатано вязью — сплошным узором из причудливого сплетения букв.
На протяжении полувека шрифт «Апостола» в Московском государстве считался образцовым.
В верстке «Апостола» видна рука непревзойденного мастера. Безукоризненно прямые строки с одинаковым интервалом, точность подгонки к строчным буквам заглавных инициалов, строго выдержанные поля — все это в совокупности смотрится удивительно гармонично и облегчает чтение.
Инициалы, вязь и вставки на полях и в тексте отпечатаны киноварью (красной краской), все остальное — черной краской самого высокого качества, благодаря чему текст хорошо сохранился до наших дней.
Особое место занимает серия заставок — сорок восемь великолепных рисунков, которые были отпечатаны с 20 деревянных гравировальных досок, 22 инициала — узорные буквы, отпечатанные с пяти досок, 54 маргиналии (указания на главы) и, наконец, уникальный фронтиспис —замечательное произведение искусства древнерусского художника-гравера, первая в России художественная гравюра на дереве.
«Апостол» — вершина полиграфического мастерства XVI в., шедевр древнерусской печати. В этой книге не найдено ни единой типографской погрешности и ни одной опечатки, без которых во все последующие века не обходилось ни одно издание как в России, так и в Западной Европе.