Алексей Улюкаев: Россия делает выбор между настоящим и будущим!

Министр экономического развития  Алексей Улюкаев в понедельник, 25 августа опубликовал в газете «Ведомости» программную, иначе не скажешь, статью «Как потратить с умом». Министр – человек с огромным аппаратным опытом, на происходящие в политике и экономике события реагирует чутко.

Ранее в издательстве Института Гайдара он уже издал книгу, а теперь в главной «либеральной» газете российских экономистов сообщил стране следующее: все очень плохо (тут министр следует доброй традиции ведомства), но у нас есть хитрый план (тут министр вопреки традиции радует сограждан). Суть плана в следующем: да, сейчас Россия будет жить с бюджетом слишком сильно отягощенном социальными обязательствами, НО…На фоне спада – это не есть хорошо, т.к. плохо сказывается на нашем кредитном рейтинге на Западе, следовательно – отключает российские банки от западных «дешевых» денег, НО… Далее министр хитро прищуривается: НО нам пофиг.

Т.к., во-первых, у России остаются выходы на восточные «дешевые деньги», а во-вторых, Россия получает уникальный шанс, будучи изолированной внешними контрагентами от мирового, хотя де факто, западного финансового рынка резко форсировать развитие таких сфер как сельское хозяйство, переработка продуктов питания, инновации в сферах коммуникации и логистики, страхования и т.д.

Да, продолжает не самый щедрый из министров кабинета Медведева, нам придется раздать на это денег. Да, мы не сможем собрать на это налоги, т.к. если мы поднимем налоговую ставку, то и без того перепуганный бизнес начнет массово от налогов укрываться, т.е. бюджет получит ещё меньше, чем сейчас. Да, надо расчехлять закрома.

Но мы можем хитро совместить частные инвестиции и государственные, а потом зорко следить, чтобы деньги не украли. И тут министр совершенно прав – частный российский инвестор проследит, чтобы его кровные, а заодно и государственные, никто не потратил на излишества. Российский инвестор зол, очень зол. Инвестор – это ведь не только финасовый институт, это ещё и человек, гражданин.

Тут подробнее. Единственное, о чем не говорит в своей статье министр-экономист, так это о том политическом контексте, в котором подобная ситуация могла сложиться. Как и однажды в 90-е, сейчас российское общество сегодня — невероятно сплоченно.

Политический рейтинг Президента Путина после Крымской кампании зашкаливает. Рестораторы во главе с культовой фигурой А. Деллоса рапортуют о готовности пожертвовать рукколой и хамоном ради торжества справедливости (ситуация ещё года четыре назад немыслимая), граждане готовы голосовать за лояльных губернаторов и покупать отечественные товары. Деллос, конечно, фигура культовая, со своей аудиторией накоротке. Аркадий Новиков вот вообще в «Единой России» не чужой человек. Но вот есть бренд-шеф De Marko Сергей Ерофеев, говорит, что проблемы не видит, что будет экспериментировать с меню. Или Максим Попов, директор Даниловского рынка, сладкого места московских хипстеров, откуда они тащат в свои многокомнатные норы омаров, не видит катастрофы. Так и говорит – надо слезать с импортной иглы. Хочется добавить – ржавой. Все согласны, что новые рынки – это новые возможности. Мир может быть многополярным не только политически, но и гастрономически. Борис Акимов из «Лавки-Лавки», который ещё недавно строчил простыни открытых писем, теперь говорит, что санкции – хорошая новость для отечественного производителя. Александр Новиков из «Русского икорного дома» потирает руки – он готов завалить страну осетриной. Он победоносно машет осетром и делает им неприличные жесты в строну Запада, который до сегодняшнего дня осетров у него не покупал, зато сам завозил все подряд.

Все в целом настроены оптимистично.

Конечно, Улюкаев прав, когда говорит о том, что нельзя ориентироваться исключительно на внутренний рынок России, но с учетом того, что именно он до недавнего времени оставался главной целью западных предпринимателей, не стоит недооценивать и его потенциал.

Политический контекст, о котором часто забывают либеральные и не очень экономисты, сегодня в России таков, что наши сограждане рационально рассудив, готовы на какое-то время жертвовать качеством в пользу развития отечественных товаров.

Это, конечно, крупная победа сил, отвечающих за внутреннюю политику. Т.е. ещё можно убедить, как сообщает нам «Эхо Москвы», человека проголосовать за толстого мужика в плохом костюме, потому, что он – «за Путина», но вот сделать выбор между «петелинскими» курицами и «бресскими» в пользу первых может только сам гражданин, тут никакое убеждение не поможет. Желудок не обманешь. Вот, СССР, как говорят, победили не ракеты и спутники, а джинсы.

Но если после 25 лет признания за Западом не только права на создание образцов, но и эксклюзивного права на поставки качественного товара, граждане России готовы сохраняя, возможно, первое, резко увеличить кредит доверия российским производителям, то это само по себе не только признак роста потребительского самосознания, но и самосознания  гражданского.

Водораздел между «хамонофилами» и «окороколюбами» проходит не по линии Цивилизация-Россия, как нас пытаются убедить и не по линии Выбор-Упрямство. Он куда более рационален – Настоящее-Будущее. В какой-то момент государство принимает для себя решение, что пора создавать заказать шкаф в прихожую недорого свои индустрии. Пятьдесят лет назад такое решение приняла Япония, двести пятьдесят – Англия, недавно, очевидно, такое решение принял Китай. И в том, и в другом, и в третьем, судя по всему, случае это привело к появлению новых центров промышленной и потребительской силы.

Сейчас такое решение готова принять Россия. Если уж даже Алексей Улюкаев говорит, что прорвемся, то уж точно прорвемся.

Добавить комментарий