Чужой

В последнее время в лентах новостей слишком часто проскальзывают сообщения националистического характера: «Русский марш», погром в Бирюлево, лагерь в Гольяново. Поддержка Навальным людей националистических взглядов только усугубляют ситуацию. Что происходит? Откуда вообще идут корни национализма как явления? Кому выгодно, чтобы национальный вопрос встал в России настолько остро?

Многие эксперты для того, чтобы ответить на эти и подобные им вопросы, углубляются в историю и ищут там признаки зарождения национализма. Не отрицая этот путь, как возможный, предлагаю взглянуть на проблему с другой стороны, с точки зрения психологии. Проблема национализма понимается достаточно широко, в России сводится к возведению русской нации над другими нациями и к желанию прогнать из России всех, кто к русской нации не принадлежит.

Между тем, целая ветвь психологических учений считает, что все проблемы общественной жизни можно рассмотреть на примере семьи, как уменьшенной модели государства. Банальный пример: живет счастливая семья, в которой подрастает 4х летний ребенок. Мама узнает, что беременна и пытается подготовить ребенка к появлению брата или сестренки. После рождения второго ребенка, его брат всячески ненавидит новорожденного и вполне может нанести ему увечья, либо увечья нанести себе, чтобы на него обратили внимание. Что в данном случае подталкивает ребенка к действиям? Инстинкты. Самые настоящие врожденные инстинкты.

Инстинкт первый: чужак пришел на мою территорию, это значит, он будет претендовать на мои ресурсы (игрушки, мамину любовь и прочее). Параллель можно провести с общественным сознанием. В древние времена появление чужака на территории племени означало уменьшение количества провизии и прочих благ, которые приходилось делить с незваным соседом. Естественно, учащались голодные смерти, вследствие еще большей ограниченности ресурсов.

Инстинкт второй: он не такой, как я, поэтому я не знаю, что от него ожидать. Это страх. Как ребенок боится своего недавно родившегося брата, так и в племени боятся чужака. Он может лишить племя ресурсов, убить кого-то в племени и прочее. Чужак не предсказуем, а непредсказуем, значит, опасен.

Инстинкт третий: он отнимет у меня власть (влияние). Ребенок после рождения брата будет стараться всячески привлечь к себе внимание матери, даже не очень хорошими поступками, чтобы сохранить свое влияние, доказать себе, что он лучший и до сих пор главный в своей семье. Также и в племени, после появления чужака вождь племени показывает перед чужаком свою власть — поединком, принесением жертвы и чем-то иным.

Активизацию всех этих инстинктов мы можем наблюдать в националистических идеях. Также, как у маленьких детей, у взрослых подсознательно остается стремление доказать свою власть на своей территории, нежелание делить с кем-то свои ресурсы и влияние. Ну и конечно остается восприятие любого, не похожего на себя, как угрозу. В древние времена эти принципы очень помогали выживанию. Но не сейчас…

Сейчас мы понимаем, что приток приезжих в нашу страну — это скорее плюс, чем минус. Это значит, что страна привлекательна. Люди приезжают к нам, работают на нашей территории, платят налоги в наш бюджет. Никому уже не надо, как когда-то в древности делить с чужаком кусок хлеба и свой дом. Наша территория вполне способна вместить небольшой процент легальных мигрантов. Большинство это понимают.

Инстинкты, сформированные в нас тысячелетней историей все равно остаются глубоко в подсознании. Политтехнологи стараются изощренно на этом играть. Достаточно только подбрасывать семена расовой ненависти, чтобы они стали мощным катализатором межнационального конфликта. Что это за семена?

Допустим, возьмем для примера межнациональные конфликты в Пугачеве и в Бирюлево. Конфликт вспыхивает на бытовой почве, в обоих случаях из-за девушки между двумя мужчинами. В России каждый год происходит более 32 000 убийств на бытовой почве изготовление шкафов москва . Часть из них вообще идентичны тем преступлениям, которые произошли в Пугачеве и Бирюлево. Но СМИ пишут именно о тех двух случаях, когда конфликт был между русским и не русским. Здесь срабатывают как раз вышеобозначенные инстинкты. «Он чужой, он опасен, мы все не защищены от таких, как он» — эти мысли толкали людей устраивать погромы на овощебазе. Убийство русского никому не интересно, это банально, это сложно. В убийстве русского русским нужно разбираться, смотреть обстоятельства, почему он это сделал, зачем. У многих на это есть четкий штамп : «Психически невменяемый, изолировать от общества». Мы же не будем признавать, что психически невменяемы мы все, потому что он часть нашего народа. А в случае с убийством «русский-кавказец» люди не ищут ответы. Гораздо проще признать, что «весь народ ненормальные, несущие угрозу», в подсознании же сидит постулат, что они не похожи на нас, а значит угрожают нам.

Нельзя давать на этом играть политическим силам. Навальный на националистических заявлениях пытался заработать пиар, какие-то политические дивиденды. Нужно понимать, что мы — общество, которое со времен первобытно-общинного строя сделало рывок вперед. А вместе с этим рывком должны были поутихнуть инстинкты и предрассудки. Национализм должен остаться в прошлом

Добавить комментарий