За некоторыми вещами можно наблюдать бесконечно: как горит огонь, как течет вода и как Демократическая Коалиция под мудрым руководством Навального и Касьянова ведет избирательную кампанию. Фотографии девушек из штаба Ильи Яшина радуют глаз, а восстанавливать по крупицам истинную картину происшествие – настоящие интеллектуальное развлечение, типа разгадывания кроссворда. Поскольку сами «демократы» пишут в твиттер и фэйсбук хоть и обильно, но крайне неполно.
Итак, 11 июля Леонид Волков разразился в Твиттере бурным постом: «В Калуге на выборы не заявилась ни одна (!) типография. Напечатали тираж в Москве — 100% оплаты с избирсчета — его тупо украли менты». Соратника поддержал и Владимир Милов, написавший большущий пост в ЖЖ, уточнив, что типография находится не в Москве, а в Смоленске: «Как я уже отметил выше, в Калуге ни одна из типографий пока не заявилась на выборы — специально в период сбора подписей, чтобы оппозиционным партиям, собирающим подписи, было невозможно напечатать листовки. (Ближе к моменту начала агитации «Единой России» они все, конечно, заявятся.)»
Тут необходимо сделать маленькое юридическое пояснение. Законодательство о выборах требует, чтобы типографии и СМИ уведомляли избирательные комиссии о том, что они оказывают платные услуги кандидатам и печатают их агитационную продукцию. Избирательная комиссия проверяет эти организации на соответствие формальным требованиям, после чего говорит: «Ок». СМИ должно существовать не менее года, для типографий и такого ограничения нет. Главное правильно написать свой ИНН. Далее эти организации должны уведомить комиссию о своих расценках:
«Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть… … представлены в Избирательную комиссию Калужской области. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов» — П. 2 с. 42 закона «О выборах депутатов Законодательного собрания Калужской области»
В доинтернетную эпоху требовалась публикация прайсов в какой-нибудь местной газете, сейчас достаточно ткнуть комиссию носом в раздел «цены» у себя на сайте, но в установленном законом порядке. То есть, принеся в оную комиссию официальную бумагу, которой будет присвоен входящий номер. Из либерального ора Волкова и Милова складывается впечатление, что ни одна типография не заявилась на выборах, поэтому они, не долго думая, решили найти какую-нибудь типографию по интернету и напечататься там. Немедленно возникает вопрос, а какие именно религиозные запреты помешали РПР-Парнас заявить свою смоленскую типографию в установленном порядке? Закон требует, чтобы агитационная продукция печатались на территории России, а в остальном – хоть на Колыме АПМ делай гардеробная недорого на заказ по размерам и вози их в Калугу самолетами, главное, чтобы типография была заявлена.
Так же крайне сомнительным выглядит утверждение, что ни одна типография до сих пор не уведомила комиссию. Вероятность этого примерно такая же как встреча с разумной жизнью на Марсе. Пролить свет на происходящее нам поможет сайт калужского избиркома, ссылку на которой заботливо дает сам Волков в одном из своих твиттов. Там есть список, который последний раз обновлялся 14 июня, и там указана ажно 21 «полиграфическая организация». То есть Волков и Милов немножечко неправы. Есть в этом списке и одна типография из Смоленска. Вот только ошиблись Волков с Миловым и еще в одном, у всех заявленных компаний в графе «наличие сведений о расценках в базе данных» указано гордое «нет». И смоленская типография тут не исключение. И, соответственно, ни одна из них не может заниматься изготовлением агитации.
То есть, по всей видимости, ситуация выглядит следующим образом. Типографии, будь то смоленские или калужские пока не уведомили комиссии о своих ценах. Заказов пока нет и все как всегда всё будут делать в последний момент. Смоленская типография не стала тут исключением, однако, получив заказ от Парнаса, таки отправила заказным письмом документы в комиссию. Тираж был отпечатан в пятницу, письмо они, соответственно должны были отправить не позднее четверга. Ну и кому как не соратникам Навального знать как у нас почта России работает? К пятнице документы до Калуги само собой не добрались. И правоохранительные органы в полном соответствии с законом тираж арестовали как незаконный.
Уже в ночь с 13 на 14 июля, то есть с понедельника на вторника в сообществе Демвыбора появилась следующая запись: «полиция вернула нам тираж калужских листовок и необходимые принты для кубов, которые теперь помогут нам в сборе подписей! Враги посрамлены, ибо никакого экстремизма и финансовых нарушений не найдено, поэтому полицейские вынесли отказ в открытии административного дела». В реальности заказное письмо с прайсами таки добралось из Смоленска в Калугу и «черный» тираж автоматически превратился в «белый», после чего был возвращен законному владельцу.
А теперь к некоторым печальным итогам. Избирательный штаб вообще-то существует не для того, чтобы фоточки в ФБ и твиттер выкладывать, а для того, чтобы заниматься организацией предвыборной кампании. Каждую листовку нужно уведомлять в избирательной комиссии, оставляя там экземпляр на память. Комиссия не примет листовку пока нет прайсов от типографии. Права не имеют. А без этого распространять тираж нельзя, даже если бы он не завис в полиции. Как это должно делаться в идеале? Вы заранее договариваетесь с типографией, чтобы она предоставила ВСЕ документы, пока листовка еще только верстается, а не в последний момент. Как это делается не в идеале? Чтобы не нервироваться лишний раз правоохранительные органы, вы бежите в комиссию и объясняете ситуацию. Клянетесь здоровьем мамы кандидата, что все документы будут в понедельник, а пока тираж полежит тихо-мирно на складе. Ни полиции, ни комиссии тоже лишний раз грузчиками работать не хочется.
С учетом уровня профессионализма штаба РПР-Парнас, они, вообще, как честные люди, должны полицейским ящик шоколадок занести после выборов. Потому что при такой квалификации избирательных технологов, они пустили бы неуведомленный тираж в распространение, и подняли бы с пола себе нарушение. А так все закончилось мелким недоразумением и экономией на аренде складских помещений. Но вот напишут ли об этом сами «демократы» честно?
Пока сторонники РПР-Парнас с увлечение репостили слезливые посты Милова и Волкова об «украденных листовках», всем как-то позабылось дело об «исчезнувшем баннере» в Костроме, а оно между прочим, не менее интересно.
Прекрасным июльским днем на улицах города были размещены четыре баннеры со светлым ликом Алексея Анатольевича. Обратим внимание на то, что Алексей Навальный – это частное лицо, которое никоим образом не участвует в выборах. Ни в Калуге, ни в Костроме ни где либо еще. Неформальный лидер, незарегистрированный, а значит де-юре несуществующей партии «Прогресса», которая входит в де-юре несуществующую демократическую коалицию. А в выборах участвует РПР-Парнас, к которой Алексей никак не относится. Таким образом, как частное лицо Навальный никак не подпадает ни под какие ограничения. Как частное лицо он может хоть тысячу встреч провести и всю Кострому своими плакатами завешать.
А оплачены баннеры, кстати, были вообще третьим лицом, некой Татьяной Владимировной, цена их размещения смотрится несколько дороговатой, раза так в два минимум, ну да не будем считать чужие деньги. Ну сказали людям в рекламной компании «150 000 рублей, дэшэвли никак», а они наивно во все это поверили, после всех предыдущих историй уже чему-то удивляться глупо.
Баннеры провисели сутки, после чего таинственным образом исчезли. Волков с Навальным обвинили во всем местную мэрию, которая по их словам еще вызвала к себе рекламщиков и угрожала лишить их лицензии. Видимо, прямо вся мэрия, несколько десятков человек включая уборщицу кошмарила бедных сотрудников рекламного агентства. Куда делись баннеры по-прежнему неизвестно, возможно, их сняли сами оппозиционеры для лишней шумихи перед выборам, а возможно, и правда местные власти. Справедливо углядев незаконную агитацию.
Любые агитационные действия должны быть оплачены со счета. Если они оплачены не со счета и сумма достаточно велика, то это сулит партии как минимум предупреждением, как максимум снятием с выборов. В то же время доказать незаконное финансирование крайне трудно. Ну не несет РПР-Парнас никакой ответственности ни за Алексея Навального, ни за Леонида Волкова, ни за Татьяну Владимировну оплатившую изготовление баннеров. А тех снять с выборов невозможно по причине их неучастия в них. А вот рекламной компании как раз втык сделать можно, поскольку она-то как раз юридическое лицо, которое не имеет права печатать агитационную продукцию, если та не оплачена со счета. И пресечь незаконную агитацию в пользу некой партии местные власти тоже вполне себе могут и даже обязаны.
И тогда понятно, почему Навальный с Волковым поспешили поскорей «забыть» об этой теме. Ну не могут же они в самом деле в фэйсбук себе написать: «Плакаты сняли, потому что они не оплачены с избирательного счета, сделав нам устное предупреждение». После такой записи вместо того, чтобы распространять, люди внезапно могут начать и рефлексировать.
Теги: Алексей Навальный, Леонид Волков, Оппозиционер Алексей Навальный