Единство многообразий

710223386_13561650399934190603-5966384

Вы еще помните о Дне народного единства? О том, что послужило поводом к его учреждению. Одни говорят, что всему виной хэппенинг четырехсотлетней давности с участием Мининина и Пожарского. Другие говорят, что к вооруженным стычкам глухой старины, 4 ноября имеет мало отношения — уместнее говорить об искусственном и идеологизированном празднике, который власть сконструировала в своих корыстных целях. То ли, чтобы затмить неудобную дату 7 ноября, то ли чтобы лишний раз пробудить у темной невежественной массы ксенофобские настроения и первобытные инстинкты.

Вообщем, единства никакого нету даже в отношении самого Дня. Единственное народное единство 4 ноября — в готовности пережить еще один выходной. Благо обязаловки ходить на парад нет. Ну для нормальных людей, без обостренной гражданской позиции и ярко выраженной политической активности.

Хотя, стоп. Что—то в этом году не так. И дело не в том, что за прошедшие 365 дней с ноября 2013 го были менее противоречивыми чем обычно. Отнюдь — точек разлома в социальных средах  стало только больше. Противоречий прибавилось с лихвой. Поводов делить сограждан на своих и чужих только прибыло. Не говоря уже о том, что одна из составных частей великого русского народа взяла курс на полнейшее разъединение.

Просто на фоне этих бурь, дрязг и натуральной кровищи, совсем не слышна критическая дискуссия о целесообразности самого праздника. Нет интеллигентских причитаний о его искусственности и конъюнктурности. Никто не рассказывает страшилки о поднимающем голову Русском Фашизме.

В стане политической оппозиции нет привычного бурления смердящих масс на тему того, стоит ли выходить колоннами на улицы в этот день. мебель на заказ шкаф купе И главное — сколько должно быть этих самых колонн. Копаться в националистических воззрениях самого антикоррупционного оппозиционера теперь не придет в голову даже самым преданным его фанатам. Слово «Люблизон», если поднапрячься еще вызывает ассоциации с не самым благоустроенным и комфортным районом Москвы — но это только по старой памяти.

Ну а те, кто традиционно прыгал по московским улицам, доказывая что они не чурки — доскакал аж до Киева. Видимо там непутевые москали, будут вынуждены сделать камин—аут перед своими «небратьями». И не будем над ними смеяться — им и так тяжело.

Не ввязываясь в диспуты о фашистской сущности как киевских властей, так и товарища Демушкина, приходится констатировать, что они друг друга нашли. Безотносительно всяких клише, остается порадоваться что эти две сущности так крепко прикипели друг к другу.

За прошедший год информационная повестка настолько видоизменилась и трансформировалась, что традиционные медийные фейки московской журналистской братии, затерялись где—то в кэше поисковиков и архиве радиопередач «Эхо Москвы».

Все пустые споры о возможности единства быстро прекратились, как только под угрозу встало не то чтобы национальное, а социальное. Мы тут не уверены что можем себя полностью ассоциировать с традиционными микросоциумами и микрогруппами, а вы говорите — нация.

Являясь частью социума, мы должны отвечать на вопрос: кто мы и с кем? Способность отвечать на эти вопросы делает нас обществом. Выбирая власть, мы не можем делегировать ей управление всеми сферами жизни (конечно, если речь не идет о диктатуре). Власть не может адекватно отвечать на вызовы, в отсутствии четко сформулированного общественного запроса. А в эпоху глобальных вызовов, перед каждым встает необходимость выбора. И тут мало поставить галочку в бюллетене «за Путина». Мало сходить на митинг протеста. Необходимо включаться в политическую повестку.

В этом году каждый атомизированный гражданин, вынужден был преодолевать свой личный водораздел. У каждого он назывался по разному: украинские родственники, «крымнаш», «крымненаш», «пора валить» или «хватит истерить», «новые санкции». И даже «хамон и пармезан». Каждый из нас был вынужден преодолевать его: ища замену пармезану, жертвуя деньги солдатам Донбасса или поехав в Крым. Ну и разумеется, эмигрировав или оставшись.

Пространство политики расширилось настолько, что отпечаталось не только на нашей улице, но и в нашей квартире и даже в холодильнике. Необходимость делать гражданский выбор — это далеко не только брать в руки автомат, если война началась. Пространство гражданского выбора значительно шире, чем кордоны любого митинга.

Если вы привыкли причитать об эмиграции, но ничего для этого не делаете — не надо думать что, у вас просто нет выбора. Сидение на заднице — тоже выбор. И вполне красноречивый.

Безусловно, каждый такой выбор влечет за собой последствия. Иногда утилитарно—бытовые, а иногда — жизненно важные. И выбор этот приходится делать, то на кассе супермаркета, а то и в ходе референдума.

И единственное национальное единство, которое в принципе может быть — уважение к самой возможности выбирать. Хоть у прилавка, хоть в кабинке для голосований. Хоть норку, хоть ватник.

И если раньше мы сами придумывали себе препятствия и стилистические разногласия, то к 4 ноября 2014 года, мы подошли справившись с реальными вызовами. Для кого серьезными, для кого не очень. Но мы ответили на них.

Ответили громко и четко, даже Навальный согласился с тем, что «Крым наш». И в обозримой исторической перспективе так оно и будет. Против национального консенсуса не попрешь. Наверное, это и называется единством.

С этим нас и можно поздравить. И еще раз подтвердить- сходив 4 ноября на митинг . Редкий для России пример единства.

Теги: День народного единства, День радио

Добавить комментарий