Когда Россия может больше

Когда в нашей стране речь заходит об импортозамещении, интернет и «блогерская общественность» немедленно разражается массой остроумных шуток о сколковских инновациях, отечественном автопроме и оригинальной робототехнике. Между тем, многие забывают, что подобный курс взят нашей страной не от хорошей жизни: как ни относись к западным санкциям, стоит признать, что их введение нанесло серьёзный ущерб российской экономике в целых секторах. Импортозамещение в казалось бы глубоко глобализированной экономике 21 века — не прихоть политиков, но вопрос выживания страны в качестве глобального центра силы.

Россия — великая, самодостаточная страна, способная успешно существовать даже в условиях практически полной экономической блокады. Однако мы не преследуем целей отгородиться от всего мира новым «железным занавесом» и начать на огромной части евразийского континента новую реализацию идей «чучхе». Напротив, Россия всегда выступает инициатором новых интеграционных процессов и в Европе, и в Азии, и в Тихоокеанском регионе, и в других частях света. Но экономическое давление — не тот путь, по которому стоит идти нашим партнёрам при выстраивании отношений с Россией. Мы должны продемонстрировать всему миру, что никакие ограничения не смогут повлиять на нашу внешнюю и внутреннюю политику, и прежде всего ударят по тем, кто эти ограничения вводит. У нас огромный потребительский и трудовой рынок, который уже сегодня является одним из важнейших в Европе, а потенциально может существенно влиять на всю мировую экономику. Раньше с такого рынка уходили только по экономическим причинам, проиграв конкуренцию, сейчас уходят по политическим. Для множества неангажированных мировых игроков, с подобным шагом конкурентов открываются широкие возможности. И здесь руководство страны делает ставку на отечественный бизнес.

Тем не менее, не следует думать, что политика импортозамещения и поддержки отечественного производителя — это возможность «нагреть руки» и впихнуть населению неконкурентоспособную и никому не нужную за пределами России ерунду. Руководство страны понимает, что по-настоящему преодолеть зависимость от импортных товаров можно только производя продукты, которые будут способны конкурировать с зарубежными аналогами не только по цене, но и по качеству, и внутренний рынок должен стать для них лишь первым шагом на пути к внешней экспансии. Именно об этом говорил Президент на недавнем заседании Госсовета по импортозамещению в Нижнем Тагиле. Хочется надеяться, что бизнес главу государства услышал.

Кое-что мы уже можем. красивые шкафы в гостиную Программное обеспечение из России высоко ценится за рубежом, его экспорт за 2014 год вырос на 11% и достиг цифры в 6 миллиардов долларов — 1.2 процента от всего российского экспорта, а совокупный оборот российских софтверных компаний составил более 12 миллиардов, продемонстрировав рост в 5%. Растёт не только ПО. Русский пармезан и камамбер — это уже не фантастика, а реальность отечественного рынка. Мотоциклы «Урал» давно стали культовыми в США, и даже многие звёзды Голливуда мечтают купить продукцию завода «Уралмото». Обьект многих лет насмешек — российский автопром — сегодня поднимает голову и становится конкурентоспособным не только по цене, но и по качеству.

Когда-то нам казалось, что мы никогда не сможем догнать по степени развития великую французскую литературу, но Гоголь, Чехов, Толстой и Достоевский, проницательно взирая на читателей с книжных полок всех образованных семей мира, свидетельствуют об обратном. Когда-то в России отсутствовала тяжёлая промышленность, а отставание в танкостроении и авиации до Германии, Франции и других стран представлялось недосягаемым, однако именно наша техника выиграла самую кровопролитную войну в истории человечества. Бывает, что мы долго запрягаем и никак не можем тронуться с места, пока проблема не поставит вопрос о нашем существовании в полный рост. Импортозамещение — не игра и не соревнование, но борьба за само существование российской экономики в 21 веке. Даже если бы и не было никаких санкций — страна Калашникова, Менделеева, Капицы, Сикорского и многих-многих других не должна исполнять в мировой экономике роль бензоколонки. Потому что мы можем больше. А раз можем — значит должны.

Добавить комментарий