«…жизнь, которая исчезает однажды и навсегда, жизнь, которая не повторяется, подобна где заказать шкаф-купе по своим размерам недорого отзывы тени, она без веса, она мертва наперед и как бы ни была она страшна, прекрасна или возвышенна, этот ужас, возвышенность или красота ровно ничего не значат. Мы должны воспринимать ее не иначе, как, скажем, войну между двумя африканскими государствами в четырнадцатом столетии, ничего не изменившую в облике мира, невзирая на то, что в ней погибло в несказанных мучениях триста тысяч чернокожих.»
Абсолютно невозможно скучать, читая эту книгу, и невозможно не хотеть впихнуть ее в себя в самые кратчайшие строки. В «Невыносимой легкости бытия» все о жизни – четыре разных персонажа, осмысливающих и обремененных рефлексией, полностью изобличают все величие и низость человеческой натуры. Сюжет разворачивается на фоне «Пражской весны» 1968 года, когда жизнь людей исказилась танками на улицах, доносами и угнетениями по политическим мотивам.
Структура книги очень выверена, ключевой сюжет определенного временного промежутка мы знаем наперед, уже потом читая размышления героев в моменте произошедшего. Начинает Милан Кундера с собственной интерпретации «теории вечного возвращения» Ницше, полагая, что жизнь наша достаточно легка, ведь проживаем мы ее единожды. Вечное повторение событий не изменило бы нашу судьбу и не дало бы нам возможность что-то изменить, а лишь увековечило бы все пороки людей.
Главные герои книги Тереза и Томаш – муж и жена, одна из постоянных любовниц Томаша Сабина и Франц, влюбленный в Сабину.
Тереза всю жизнь страдает от нереализованной любви к своей матери и принесенных родителем обид. Она с детства готовила себя к любви большой и единственной, потому ее муж Томас – чистая случайность (ведь встреча их в привокзальном баре была случайной). Тереза могла бы страстно любить всю жизнь любого мужчину, который бы читал книги и держал ее за руку во сне. Но любит она Томаша – перманентного изменщика.
Томаш любит Терезу, только ей отведя свою «поэтическую память». Желание же других женщин объясняется тягой к исследованию внутренностей (не только душевных, Томаш – хирург (но с женщинами только душевных)). Томаш считает, что в момент любовной близости каждая женщина абсолютно разная. Тем не менее, Томас честный человек, который отказался от всего ради Терезы.
Сабина считает себя закоренелой предательницей, возведя это качество в свой личный культ. Она предала родителей, предала Родину, когда та особо в ней нуждалась, предала Франца – единственного человека, который ее любил. Сабина ненавидит кич и все, что с ним связано, осознавая, что все ее терзания тоже кич, еще больший, чем коммунистический.
Франц в свой личный культ возвел Сабину. Хотя на исходе дней он понял, что она лишь помогла ему избавиться от жены, в которой он любил только сходство со своей матерью, от душащего пространства кабинетов, от обязанностей, пожить для себя он не успел.
Книга наполнена достаточно практичными смыслами. Хотя иногда рефлексия Кундеры и напоминает романтизацию быта у «голожопых философов» из Инстаграма, роман настолько впечатляем честностью и открытостью, что первые дни после прочтения сказать о нем нечего. Кундера рассматривает абсолютно разноплановые аспекты повседневности, дает практически полноценную систему взглядов на окружающий мир. Однако, читатели на различных сайтах оставляют негативные отзывы, говоря, что автор – бытик, слишком откровенно говорящий о быте.
Роман правдив, чем и заслуживает внимания. В нем нет хороших или плохих, плохие в нем только коммунисты.
«Если бы каждое мгновение нашей жизни бесконечно повторялось, мы были бы прикованы к вечности, как Иисус Христос к кресту. Вообразить такое ужасно. В мире вечного возвращения на всяком поступке лежит тяжесть невыносимой ответственности. Это причина, по которой Ницше называл идею вечного возвращения самым тяжким бременем (das schwerste Gewicht).»