Сталин как фича

Этой статьей мы открываем новую рубрику «Лекции». Не стоит воспринимать название буквально, здесь вы не найдете академических трудов на языке докторских диссертаций. В этой рубрике мы будем публиковать интересные статьи об истории или теории политики. Интересные факты, изложенные в доступном виде, могут пробудить интерес к политике в целом и к отдельным областям политической науки. В данной статье будут рассмотрены «пасхальные яйца», которые можно встретить в сталинской пропаганде.

Фича — разговорное название недокументированных особенностей какого-либо объекта. Допустим, это внезапный сюрприз, припрятанный разработчиками внутри какой-нибудь игры, который привлекает особое внимание. Википедия предлагает замену слову «фича» — фишка. Название материала означает, что мы будем рассматривать в данной статье образ Сталина  как интересную особенность некоторых плакатов. Мы рассмотрим самые известные упоминания Сталина в пропаганде, которые кажутся необычными.

Мы привыкли видеть Сталина, вождя советского народа, в монументальных образах. Первым делом мы вспоминаем его торжественную позу, словно высеченные из камня черты лица, парадную форму. Нам кажется, что культ личности Сталина на протяжении всего его правления выглядел одинаково помпезно. Это не совсем так.

Культ личности начал насаждаться после смерти Ленина. Сначала мы видели культ личности Ленина, а уж затем плавный переход к обожествлению Сталина. Народ бы просто взбунтовался, если над гробом Ленина сразу же взметнулось знамя с лицом никому малоизвестного гражданина грузинской наружности. Иосиф Виссарионович начал навязывать свою личность советскому гражданину крайне осторожно. Однако именно все эти тонкие моменты в политической агитации остаются мало изученными и редко подвергаются анализу.

Так как телевидения еще не было, единственным эффективным способом визуальной коммуникации оставались газеты и журналы.

Однако фотография в газете не сможет передать всего масштаба личности. Нужна была более эффектная форма донесения сообщения. Разумеется, обожествлению вождя стали служить плакаты. Главным мастером политического плаката, верным солдатом агитационного фронта Сталина, был Густав Клуцис, мастер фотомонтажа.

250399y006578-2849630

Первой известной работой Клуциса, в которой появляется Сталин, стал плакат «Под знаменем Ленина за социалистическое строительство!». Мы четко видим Ленина и строительные краны. Но, сквозь Ленина проглядывает смутный и немного пугающий силуэт человеческого лица.

stalin-4085759

Верно, это лицо Сталина. Путем фотомонтажа Клуцис вставил Сталина прямо в лицо Ленина, оставив им на двоих один глаз. Устрашающее зрелище служило хорошим сигналом о том, что Ленин — не единственная икона советского гражданина.

Стоит вспомнить также о плакате «Да здравствует наша счастливая социалистическая родина». Тут Сталин уже стоит на Мавзолее, закрывая собой Ворошилова, внизу — счастливые лица. Над Красной площадью летят огромные самолеты, на крыльях которых написаны имена светочей советской власти. Однако и тут Ленин, пусть и в образе самолета, все равно впереди Сталина.

24935-9718212

Сталин все еще не может быть единственным объектом народного поклонения. Поэтому художник прибегает к интересному приему. На правой стороне плаката мы видим самолеты, которые летят намного выше. Если присмотреться, то можно заметить, что самолеты выстроены в форме слова «СТАЛИН». Сейчас бы такое назвали «скрытой рекламой», но у Клуциса это самая реалистичная деталь на плакате.

Сталин также присутствует на плакате о полноправии советских женщин. Композиция не позволяла вставить вождя в привычном образе, поэтому он был вставлен достаточно аккуратно, но не без должной степени торжественности. Сталин появляется встроенный шкаф в офис за спиной женщины в виде изображения на здании школы.

1211461634_034-9391673

«Пасхальное яйцо» также есть и в плакате «Да здравствует могучая авиация…». Тут масштаб плаката, а также его сугубо авиационная направленность не допускают появления фигуры Сталина. Однако в толпе мы видим едва различимые слова «Привет родному Сталину», а также его портрет в руках участников демонстрации (можно увидеть только при масштабировании изображения).

sovaviapost_0007-3831715

Советские плакаты содержат в себе огромное количество скрытых символов и знаков. Многие из них не попали в этот материал исключительно из-за того, что исследователи еще не сошлись во мнении как толковать тот или другой символ в агитации. Мы привыкли к тому, что пропаганда атакует «в лоб». Однако такие находки всегда позволяют посмотреть на привычные вещи с другой стороны.

В следующей статье я расскажу о том, почему именно фотомонтаж как нельзя лучше подходил в качестве идеального средства пропаганды в сталинскую эпоху.

Добавить комментарий