Трагедия Веселого Рональда

47728_900-3534827

Трагедия «Веселого Рональда»

Легендарный фаст-фуд ресторан «Макдональдс» на Пушкинской площади закрыт. Символ распада СССР под замком на неопределенный срок. Будешь ли плакать, Россия?

Особый ореол этот ресторан обрел еще во времена существования Союза. Его открыли в октябре 1990 года. Очередь в первый российский «Макдоналдс» вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая длинная. Гигантская, свыше 5 тысяч человек, цепочка людей змеилась на много километров от его дверей, ожидая открытия. Тогда для наших людей съесть заграничный бутерброд казалось чем-то фантастическим – попыткой хватануть другой жизни, «сладкой сказки», чтоб «как у них». Это обстоятельство здорово помогло Макдоналдсу получить звание мирового рекордсмена по числу посетителей в первый рабочий день.  В СМИ приводятся данные о более чем 30 тысячах советских граждан, впервые тогда попробовавших заграничную жизнь на вкус.

Много с тех пор утекло кока-колы, а количества гамбургеров, проданных за прошедшую четверть века, хватило бы на несколько «голодающих Африк». Но с 20 августа самый старый и самый большой в Европе «Макдональдс» закрыт. Официальная причина – многочисленные нарушения санитарных норм. Еще помимо ресторана на Пушкинской, Роспотребнадзор опечатал еще несколько точек общепита по адресам: проспект Мира, 97 (метро «Алексеевская»), Манежная площадь, 1, строение 2, (метро «Охотный ряд») и Свободный проспект, 35б («Новоогиреево»).

Конечно, любой здравомыслящий человек понимает, что эта мера не столько экономическая, сколько политическая. То, что возникновение проблем у «Макдоналдс» в нашей стране совпало с кризисом отношений двух стран, вряд ли кто-то посчитает банальным совпадением. В России «Макдоналдс» – это до сих пор, с того самого октября 1990 года, в первую очередь символ всего американского, товаров от «Дяди Сэма», а сбрасывание таких махин с пьедестала говорит красноречивее десятка чисто экономических шагов. Именно поэтому первыми в стране закрыли «Макдональдсы» в столице. После этого даже не столь важно, откроются ли они в дальнейшем.

«Похороны» символа перехода СССР в новую жизнь прошли тихо, не подарив апологетам Майдана и Болотной ни одного повода позубоскалить. Просто несколько обычных любителей не очень здоровых завтраков утром что называется «поцеловали дверь» с дежурной табличкой про извинения и некие технические причины. Ни тени возмущения, ни попыток штурма не последовало. Подергали ручку и ушли по своим делам. Даже в сети общий поток высказываний не назовешь сочувствующим «Макдональдсу». Вот некоторые из них: «Теперь мы точно знаем даты жизни капитализма в России: 31 января 1990 года – 20 августа 2014 года. Роспотребнадзор закрыл Макдональдс на Пушкинской» https://twitter.com/katsumizer/statuses/502118503160512512, «Гуд бай  Макдональдс, где я не был никогда, прощай навсегда, возьми Биг-мак и скушай на прощанье Ла-ла, ла-ла, ла-ла, лай-лай»  https://twitter.com/Sandy_mustache/statuses/502117420043993089, «Макдональдс на Манежке смог пережить декабрь 2010 года, но не смог август 2014-го. Тяжелые времена» https://twitter.com/Russia_calls/statuses/502112290603548673, «Завтра поеду на работу с термосом. В обед сяду в каком-нибудь парке, заварю доширак и помяну макдак» https://twitter.com/bulbashov/statuses/502140620400783361.

Но надо сказать, что отдельные СМИ все же печатают материалы, в которых с элегантностью слона пытаются увязать закрытие нескольких ресторанов быстрого питания с последующими, по их мнению, за этим шагом чуть ли не глобальными экономическими проблемами.

Первым делом, конечно, пугают безработицей, приводя цифру в 35 тыс. сотрудников, занятых на всех российских «Макдональдсах». Господа либералы, вспомните Крым. После присоединения полуострова к России 500 человек были уволены, поскольку «Макдоналдс» по своему желанию свернул там всю свою деятельность: были закрыты рестораны в Симферополе, Севастополе и Ялте. И никакой волны недовольств не последовало. Большая часть экс-сотрудников фаст-фуд гиганта тут же отправилась на поиски другой работы, не пожелав даже воспользоваться «бонусами» от американской компании. А сулил «Макдоналдс» ни много ни мало:  возможность перевестись в любое другое заведение сети на Украине с сохранением занимаемых должностей и окладов, оплату переезда сотрудников с семьями, предоставление им жилья за счёт компании на три месяца.

Следующая в списке проблем – серьезные перебои в работе, а то и вовсе банкротство некоторых продовольственных предприятий, поставляющих свою продукцию в сети быстрого питания. Как будто «Макдоналдс» на российском рынке монополист, в сравнении с которым те же американские «Бургер Кинг», «KFC» или отечественная «Крошка-картошка» просто забегаловки с тараканами и шаурмой.

Ну и конечно, налоги, которые при существующих оборотах позволяют, по мнению некоторых СМИ, считать сети быстрого питания чуть ли национальным достоянием России. Утверждают, что потеряв эти налоговые отчисления, страна надорвется. Да, надорвется. Но разве только, от смеха. Собственно, «Макдональдс» никогда и не делал секрета из того, что в России основной доход он получает не столько от продажи нагетсов и бигмаков, сколько от продажи франшиз и, имея здания в собственности, сдачи их своим «франчайзи» в аренду. В книге «Нация фасфуда» Эрика Шлоссера, приводится цитата первого президента корпорации «Макдоналдс» Гарри Зонненборна: «Мы занимаемся не едой. Мы занимаемся недвижимостью. Единственная причина, по которой мы продаем пятнадцатицентовые гамбургеры — они лучше всего генерируют доход, который позволяет нашим съемщикам платить арендную плату» http://top.rbc.ru/spb_sz/28/07/2014/939246.shtml.

Возможно, кто-то спросит – да был ли вообще какой-либо резонанс от закрытия «Макдоналдса» помимо стенаний некоторых либеральных СМИ?  Определенно, да. Количество сайтов и групп в соцсетях, призывающих бойкотировать американские товары, растет в Интернете как грибы после дождя. Вдохновленные ответными шагами правительства на недружественные действия, пользователи сети активно мобилизуют россиян вводить свои персональные санкции против обширного списка продовольственных товаров. В частности, создатели аккаунтов призывают внимательнее читать этикетки, обращая внимание не на русские названия брендов, а на страну – владельца этих наименований, и отказаться от их покупки в пользу настоящего отечественного производителя. Активисты прилагают подробный перечень торговых марок, владельцами которых являются американские корпорации. Среди них, например, такие знакомые с детства «Ессентуки», «Родники России», «Веселый молочник», «Добрый». Пользователи услужливо предлагают самой прагматичной в мире нации заняться любимым своим делом – подсчетами выгод в результате шкаф на заказ москва подобных действий и, конечно, повторяют любимую у русских поговорку – за все на свете нужно платить.

Теги: Праздничные шествие в Симферополе

Добавить комментарий