В своих руках надежнее

Когда деньги, которые должны поступать в казну страны, уходят в карман чужого государства – это всегда плохо. И мнение государственника, и мнение оппозиционера в этой точке сойдутся.

Но обратите внимание, что, оказывается, не все деньги, которые должны оставаться в стране, одинаковы. Если российский депутат или бизнесмен любит слишком часто ездить на Кипр, открывают дело за рубежом – за это, как призывает оппозиция, нужно расстреливать, сажать, свергать режим и т.д. Когда же кто-то из болотных открывает фирму в Черногории или какой-нибудь глянцевый журнал или газета «Ведомости» принадлежит большим  иностранным холдингам, а, следовательно, большая часть денег оседает не в нашей стране – это свобода слова и демократия.

Вот и в этот раз болотная тусовка как по щелчку пальцев мигом заверещала о новой волне «закручивания гаек». Ведь всего лишь Госдума приняла в первом чтении законопроект, который ограничивает максимально возможную долю иностранцев в капитале российских СМИ до 20%. До этого момента  иностранцы могли владеть 50% нашими СМИ.

Давайте взглянем, как дело обстоит в других странах. Во Франции порог для иностранцев — не более чем 20%. В Испании – 25%. В США иностранцы имеют не более 25%. В Японии — 20%, в Китае иностранный капитал в СМИ вообще не допускается. шкаф купе в гостиную на заказ В Малайзии иностранцам также запрещено владеть телерадиостанциями, запрещены и любые формы зарубежных инвестиций в вещательные структуры. В Сингапуре доля возможного участия иностранного капитала в электронных СМИ ограничена 3%. Комментарии излишни.

Вводить ограничение планируется постепенно с января 2016 года. Владельцам СМИ дается время до февраля 2017 года на приведение всех своих дел в порядок в соответствие с законом, а новые документы о владельцах и учредителях должны быть переданы в Роскомнадзор не позднее 15 февраля 2017 года. Времени достаточно, чтобы уладить все нюансы и не говорить потом, что никого не предупреждали.

Теперь давайте разберем, для чего этот законопроект выдвинули на рассмотрение.  Причин две: экономическая и, скажем так, стратегическая.

По поводу первой. Мы продолжаем идти по пути деоффшоризации экономики. Как отметил Президент Путин на съезде Российского союза промышленников предпринимателей в марте этого года, «наша принципиальная позиция состоит в следующем: российские компании должны быть зарегистрированы на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности. Именно поэтому поставлена задача по деоффшоризации отечественной экономики». 

Любой медиа-бизнес – это такая же компания, которая может получать немалую прибыль. Однако на данный момент, когда многие издания используют оффшоры, медиа-магнаты не платят налогов в России.

В прохоровском издательском холдинге РБК у иностранных владельцев, кипрской компании Pragla Limited, доля – более 50%. Это значит, что любому несостоявшемуся политику придется соглашаться на перевод собственности из оффшора, или же РБК примкнет к Ё-мобилю.

Знаменитые кипрские оффшоры, которыми оппозиция упрекает наших политиков, также тесно связанны с самими «разоблачителями дикого произвола кровавого режима». Холдинг Rambler & Co, а это небезызвестный журнал «Афиша», Lenta.ru, Gazeta.ru, платформа ЖЖ владеет, зарегистрирован на Кипре и принадлежит компании PM Web Limited.

Понятно, почему они запаниковали. Не хотят они со страной делиться деньгами, только Россия с ними должна всегда и всем делиться и всё разрешать.

Для всяких навальных, яшиных, немцовых совершенно нормально вопить на телеканал RT из-за того, что им слишком много денег выделяют, но то, что глянцевые журналы, любимые в болотной тусовке, в открытую воруют у страны, — это допустимо.

Давайте немного пройдёмся по цифрам. Годовой доход холдинг Rambler & Co в среднем около 1 миллиарда рублей. За девять месяцев 2013 года выручка только одного РБК в интернет-сегменте составила 1,7 миллиарда рублей. Про глянцевые издания можно и не говорить. В среднем один журнал в месяц приносить своему хозяину не менее 100 тысячи долларов.

Только представьте, какие здесь крутятся суммы. Ни одному RT такого не снилось. Не забываем, что основной хозяин всех этих богатств находится не в России.

Помимо экономического смысла, в законе существует и вполне конкретный политический.

 В последние годы американскими медиа-магнатами велась активная скупка региональных СМИ. «С начала 2012 года подразделение Hearst Shkulev Digital [издает Elle, Maxim, Psychologies, и др.] начало реализовывать стратегию региональной экспансии в Интернете путем приобретения самых больших городских проектов в регионах России. В результате сделок, с учетом ранее приобретенных Интернет-активов, Hearst Shkulev Media стал самым крупным игроком регионального Интернет-рынка, запустив федеральную сеть городских Интернет-порталов Regional Network. На сегодняшний день в составе Regional Network Hearst Shkulev Digital: сеть независимых городских сайтов НГС (www.ngs.ru), крупнейший городской портал Екатеринбурга E1.RU (www.e1.ru), нижегородский портал NN.ru (www.nn.ru), самарский городской сайт «Самара24» (www.samara24.ru), пермский городской портал PRM.RU (www.prm.ru), городской портал «Сочи Экспресс» (www.sochi-express.ru), новокузнецкий сайт Job24 (www.job42.ru)» (См. http://www.intermediagroup.ru/about/). Теперь посмотрим внимательнее.

Региональная сеть Hearst Shkulev Digital в данный момент покрывает 13 городов России: Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Пермь, Краснодар, Красноярск, Кузбасс (Кемерово/Новокузнецк), Барнаул, Томск, Иркутск и Сочи. 5 городов – «миллиоников». Совокупная месячная аудитория составляет около 14 миллионов посетителей, ежедневная — 1,2 миллиона. Таким образом, Американская компания Hearst Shkulev Media (51% принадлежит французской компании, собственниками которой являются США) получила не сайты или городские порталы, а многомиллионную аудиторию в России.

Что мы получаем в итоге? Региональные СМИ резко проявили свой интерес к нынешней государственной власти. Активно начали раскручивать такие откровенно виртуальные движения, как «сибирские сепаратисты». Вот какие чудеса творит 51% акций. Про деньги уж и говорить не стоит. Можно только гадать, какие запредельные суммы получает холдинг, если на скупку и развитие регионалов американская медиа-империя Шкулева инвестировала «десятки миллионов долларов», по его словам.

Неудивительно, что этот магнат сразу забил в набат: «Против кого направлен этот законопроект?  Против россиян. Если серьезно говорить, то больше всего пострадают именно россияне, потому что любое ограничение, направленное на то, чтобы создать трудности для предпринимательской деятельности, означает сокращение конкуренции и возможностей для выбора, и в конце концов пострадавшим оказывается потребитель» (см. http://slon.ru/russia/viktor_shkulev-1161348.xhtml).

Ещё один немаловажный момент, который связан с защитой нашего информационного пространства.

Никто не может себе представить, чтобы в США выпускали журнал уровня «Однако», доход от продаж которого будет практически полностью поступать в Россию. Содержание вычитывал бы российский куратор и говорил, что нужно писать. Такое не возможно. У нас было возможно. Экс-редактор «Русского Newsweeka» Кирилл Вишнепольский, который сейчас возглавляет Men’s Health, принадлежащий Sanoma Independent Media, в своем интервью рассказал интересный момент. В годы существования журнала у них был человек, который выступал цензором: «У нас был внутренний рецензент, западный человек, билингва, который для американцев читал каждый номер русского «Ньюсвика». Каждую неделю я получал тот же отчет, что и американские издатели. И, безусловно, в каждом отчете автор журил нас за слишком узкий подход к политике, указывал на то, что мы недостаточно раскрыли «кровавость» текущего режима…или говорил о том, что мы неправильно интерпретируем внешнюю политику США» (см. http://www.radioportal.ru/region-news/12144/kirill-vishnepolskii-perezhivaniya-o-tom-chto-putin-vedet-stranu-ne-tuda-statisticheski-zanimayut-5-10-zhizni-cheloveka).

Также закон должен защитить отечественного производителя и развитие нашего собственного медиа-бизнеса. В 2004 году на сайте Копромат.Ru вышла интересная статья о том, как немецкий издательский концерн Hubert Burda Media захватывал российский рынок (см. http://www.compromat.ru/page_14396.htm). Ему принадлежат такие издания как «Лиза», «Отдохни!», Playboy, «Автомир», Oops! и ряд других

Цель  «Бурды» — поставить под абсолютный контроль российский рынок распространения, как его оптовый сегмент, так и розничный. Из-за чего чисто российским изданиям невероятно тяжело пробиться в газетные киоски.

Это всё говорит о том, что иностранные издания владеют печатным словом, а значит и общественным мнением. Можно же легко в статьях о моде, путешествиях, жизни звезд, и т.д. подготавливать почву для различного рода политических шагов.

Как считал Альфред Хармсворт, издатель одной из самых скандальных  британских газет конца XIX века — «Дейли Мейл», домохозяйки были основой Британской империи. Для них всегда было необходимо подавать самые скандальные новости. Это невероятно сильно помогало подготовить общественное мнение к тому, что та или иная война важна для Короны.

То же самое состоит и с развлекательным сегментом. Один из крупнейших российских медиахолдингов «СТС Медиа», зарегистрированный в США. Он управляет телеканалами СТС, «Домашний» и «Перец» и на 37,9 % принадлежит шведской компании Modern Times Group. А что, как не смеховая культура, невероятно сильно размывает авторитет любой власти.

То, что СССР осталось жить недолго, было понятно сразу после того, как над Брежневым стали смеяться в открытую. Новые анекдоты выпускались как горячие пирожки.

Все эти издательские концерны нацелены на определенную аудиторию и имеют на них свое влияние.

Хочу напомнить, помимо ограничения в 20%, закон также запрещает иностранцам выступать учредителями СМИ в России. Таким образом, законопроект должен обеспечить не только выход российских медиа из оффшора, но и закрепить  информационный суверенитет России и уменьшить влияния извне на происходящие в стране события.

Следующим шагом должно быть полное снятие всех масок. Иначе: «Паспорта на стол, журналисты. Народ хочет знать, на кого работаем». Вот тут-то мы и разроем осиное гнездо. Американская журналистка Латынина, американо-француз Познер, ряд других западных журналистов, которые скрывают свою личину под маской борца – пора их всех вывести на чистую воду. Если уж взялись за то, чтобы очистить Авгиевы конюшни в наших СМИ, нужно идти до конца.

Добавить комментарий