Подшипниками называются технические устройства, которые являются комплектующими опор вращающихся валов и осей. Они принимают на себя нагрузки, которые испытывают вал или ось, и передают эти нагрузки на корпус, раму и другие несущие части конструкции. При этом принцип работы подшипника заключается также в том, чтобы удержать в пространстве вал, обеспечить качание, вращение или же перемещение по прямой в определенном направлении с минимальной энергопотерей.
Качество подшипников в большой мере влияет на работоспособность, КПД и, соответственно, долговечность автомобиля.
На сегодняшний день наиболее широкое применение нашли такие подшипники:
— контактные, то есть те, которые имеют трущиеся поверхности, их называют подшипники скольжения и качения;
— бесконтактные, у которых нет трущихся поверхностей, — так называемые магнитные подшипники.
Соответственно, контактные подшипники различаются в зависимости от вида трения:
— подшипники скольжения — опорная поверхность вала или оси скользит по поверхности подшипника;
— подшипники качения — используется трение качения шариков, установленных между кольцами, одно из которых подвижное, а другое — статичное.
Подшипник скольжения: принцип работы
Подшипник скольжения состоит из корпуса с цилиндрическим отверстием, в котором вставлен вкладыш или втулка, изготовленная из антифрикционного материала (для этой цели нередко используются цветные металлы), а также смазывающее устройство. Между отверстием втулки и валом имеется зазор, благодаря которому вал может свободно вращаться.
Известно множество конструкций подшипников скольжения — сегментные, самоустанавливающиеся, самосмазывающиеся. Размеры шарнирных подшипников скольжения стандартизированы, и их выпускают сериями на производстве.
В соответствии с конструктивными особенностями и выполняемыми функциями различают три вида подшипников скольжения:
— сферические;
— упорные;
— линейные.
Сферические подшипники применяются при работе механизмов на малой скорости. Они могут работать даже при больших осевых перекосах и умеренных колебательных движениях. Корпус сферического подшипника скольжения может выдержать значительную осевую нагрузку.
Упорные подшипники разрабатывались для радиальных (поперечных) и малых осевых нагрузок. Их с успехом применяют в паровых и турбинных установках.
Линейные подшипники являются своего рода направляющими при линейном перемещении. Они используются при высокой скорости вращения, дают возможность работать в воде, при высокой вибрационной и ударной нагрузке, могут применяться на коленчатых валах, где требуются разъемные подшипники.
Ступичный подшипник
Ступичный подшипник является составляющей подвески. Он обеспечивает минимальное трение при вращении колес, комфортное, бесшумное и легкое движение автомобиля, надежен, имеет большой ресурс.
Ступичные подшипники работают в экстремальных условиях, которые характеризуются большими перепадами температуры, повышенной влажностью, воздействием антигололедных реагентов, высокими динамическими нагрузками — это связано прежде всего с ударами на неровной дороге рулевого управления, привода, тормозов. С этими особенностями эксплуатации связан принцип работы подшипника ступицы.
Специалисты рекомендуют регулярно, при каждом проведении диагностики автомобиля проводить тщательную проверку состояния ступичных подшипников — независимо от интервала, который рекомендует производитель.
Во время осмотра подшипников необходимо уделить внимание качеству вращения колес, которое у радиально-упорных шариковых подшипников не должно сопровождаться шкаф в прихожую на заказ москва люфтами, а коническим роликовым подшипникам, наоборот, все же необходим небольшой люфт.
Кроме того, необходимо следить за уровнем шума, который не должен превышать допустимый. Трение при этом должно быть минимальным.
Поскольку конструкция такова, что часть ступичных подшипников снабжается многополюсным магнитным кольцом, нужно следить, чтобы при хранении или монтаже на подшипники не оказывалось воздействие никаких магнитных полей, поскольку вследствие такого влияния подшипники могут прийти в непригодность.
При монтаже подшипников необходимо учитывать, что полюсное кольцо всегда должно быть направлено по направлению к сенсору датчика оборотов.