Арт-группа «Казаки»

kossacks-pic510-510x340-17179-7259631

Пока в Киеве беспорядки, а Олимпиада идёт своим чередом, в бурном информационном потоке всплывают и другие интересные новости. Вот недавно известным сиделицам от панк-искусства не дали в олимпийском городе Сочи провести очередную акцию. Это я про арт-группу Pussy Riot, которая не далее, как 19 февраля, пыталась в очередной раз в балаклавах что-то спеть, на сей раз посреди олимпийских спортивных объектов. Спеть им не дали люди, подозрительно похожие на казаков, методом нагайки и сапога. Оговорюсь сразу: бить людей – нехорошо. Нехорошо бить даже не самых хороших людей. Впрочем, уже есть информация, что нападавшим на арт-группу грозит административное наказание. Но, как и всегда в таких случаях, интересно не столько само происшествие, сколько его контекст и тот фон, который оно создало в информационном поле. Что у нас по этому поводу пишут либеральные, независимые и оппозиционные СМИ? Если суммировать, то получится что-то типа «путинские клевреты в казачьей форме обидели бедных девочек (и мальчика в женском Верзилова), своими грязными ногами и нагайками надругались над современным искусством, которого в силу своей ограниченности не понимают». Интересно, что критики казаков не учитывают одну важную деталь: эти казаки – они непонятно вообще реестровые или нет. Если реестровые, то тут отдельный разговор, на тему, в служебное время они учинили акт кубанской педагогики над именитыми постмодернистскими гостями или нет. А если не реестровые, то «путинскими клевретами» их называть очень странно. Они, казаки эти, тогда в чистом виде российская общественность. Своеобразно одетая, конечно. Но своеобразно одеваться у нас в стране никто никому не запрещает. И если это общественность, обычная, российская, то тут дело не в Путине, его эти казаки могут хаять таким трехэтажным матом, какой Навальному в страшном сне не привидится, а в том, что знаменитая арт-группа как-то, мягко говоря, поднадоела своими акциями российскому обществу. Ну, большей его части. Надоела настолько, что видеть их более невозможно. Ну, вот когда начинает на концерте артист со сцены «давать петуха» или там слова забывать – ему свистят, улюлюкают, а то и тухлым помидором в него запустят. У казаков под рукой тухлых помидоров не оказалось, только нагайки. Так что я бы тут не про Путина говорил, а про качество того «современного искусства», которое арт-группа выдает в массы. Путин тут вообще не при чем. Вот тот же Шевчук – он про нашу страну, да и про Путина уже сколько лет массу всего ехидного и даже злого поет? И ничего, никто его в нагайки не принимает. Ни казаки, ни простые граждане. Больше того: Шевчук стадионы как собирал, так и собирает. Следующий момент, о котором хотелось бы сказать подробнее – тезис про то, что у нас в шкаф в угол стране «наказывают за искусство». Особенно актуален он стал, как мы все помним, после перформанса всё той же арт-группы в Храме Христа Спасителя. А точнее, во время процесса над ними. Сейчас мы снова слышим о том, что за акции современного искусства у нас карают. Но тогда давайте будем до конца последовательны и защитим бедного казака от административного преследования. Как это почему и при чем тут казаки? Во-первых, для нашей либеральной общественности все казаки – это «ряженые». Хорошо, согласимся с этим. Но что такое группа «ряженых» на языке современного искусства? Правильно, арт-группа. Тогда получается, что «Казачье войско Кубанское» в лице своего сочинского отделения провело перформанс «Нагайка против постмодерна». В рамках акции концептуально, на символическом уровне были показаны сложные, конфликтные отношения традиционализма и постмодернизма, противостояние консервативных и либеральных ценностей в российском обществе. Арт-группа «Казачье войско Кубанское» именно так, в рамках своего творческого мировоззрения, видит победу консерватизма над либерализмом. Руки прочь от акционистов в казачьих костюмах, они никого не хотели обидеть и оскорбить. Они так видят! Ну и в этой логике самим же Pussy Riot нужно не синяки и ссадины освидетельствовать, а бежать с протестными пикетами к зданию сочинского суда. Требовать освобождения собрата по арт-групповому цеху. Сделать заседание этого суда максимально публичным: лайк-репост-ретвит. Не дадим пропасть художнику «пинка и нагайки». Он конечно придерживается иных идеологических воззрений, но ведь современное искусство вне политики, да? Что там про «я не согласен с вашей точкой зрения, но за ваше право её высказывать я готов умереть», м? Кто там у нас заявлял о том, что станет правозащитником? Вот, пора защищать права пострадавшего за современное казачье искусство. Собственно, по итогам случившегося можно сделать ряд вполне очевидных выводов. Во-первых, большинство в стране очень нехорошо относится к арт-группе Pussy Riot. Большинство, подчеркну, не обязательно «путинское». Во-вторых, с точки зрения секты либералов искусство – это у кого надо искусство и когда надо. А у всех остальных – насилие над этим искусством. Ну и в третьих, разговоры про какую-то аполитичность или надполитичность, творчество, отделенное от идеологии – это очередной не очень смешной фэйк.

В заключении хотелось бы пожелать барышням и Верзилову скорейшего выздоровления. Их, думается мне, много других арт-групп заждались: «Работяги Уралвагонзавода», например, или там «Пацаны с Южного Бутово». И у каждого есть свой перформанс.

Добавить комментарий