Чтоб не мутили нефть

710238235_5425000503308910952-8463315

Давайте будем смотреть реально на вещи. Сложно представить, что даже кандидатом в губернаторы, а не то, что победителем выборов в российской цитадели топливных запасов станет какой-то несистемный человек. И тем не менее на этой неделе сразу два региона страны, являющиеся основными добытчиками нефти и газа, принимают законы о назначении своих губернаторов президентом государства. Что это: закручивание всех возможных гаек в ожидании наступления кризиса, рациональная страховка от форс-мажора или ещё что-то?

Региональные парламенты Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в один день, 19 ноября, принимают законы о процедуре избрания своих губернаторов. И в том и в другом случае документ принимается почти единогласно всеми депутатами и фракциями. «Почти» — это потому что и там и там  по одному депутату всё-таки проголосовали «против».  Что там, что там – «справедливорос».  Показная игра для демонстрации парламентского плюрализма? Возможно. Но, тем не менее, даже это показывает, как минимум, вариантность публичной политики в данных консервативных с практически монархической системой власти округах.

Сложная «матрёшка»

Чтобы понять суть произошедшего, нужно немного окунуться в историю. В политических кругах, особенно  в Уральском федеральном округе, Югру (другое название Ханты-Мансийского округа) и Ямал вместе с так называемым «югом Тюменской области» давно называют «матрёшкой». На юридическом языке это звучит как «сложносоставный субъект Российской Федерации». Действительно, понятие «сложно» здесь играет ключевую роль как минимум с 90-х годов.

Во времена правления президента Ельцина элиты этих двух округов не упустили возможность «взять столько суверенитета, сколько смогли унести». Даже может слишком много. В 1993 году из подчинённых Тюмени территорий Ямал и Югра выбились в самостоятельные субъекты федерации со своими бюджетами. С югом области их стало связывать лишь два обстоятельства. Первое заключается во временной или постоянной миграции северян в Тюмень на учёбу (студентов) или на постоянное место жительства в более тёплом климате до окончания своих дней (пенсионеры). Другой фактор был из разряда каких-то немыслимо парадоксальных. Областная дума продолжала избираться на территории всей «матрёшки», но её законы действовали только на юге области.

После обретения независимости элиты двух округов заручились поддержкой неслабых лоббистов на федеральном уровне. Либо даже наоборот: федеральные игроки на нефтедобывающем рынке крепко слились с местными группами влияния. Когда во время «нулевых» в России началась волна объединения сложносоставных субъектов, о запуске подобного в Тюменской области в публичном плане никто из значимых политиков даже не заикнулся. Экс-губернаторы Филипенко и Неёлов с 90-х годов настолько крепко сконцентрировали свою власть, что лишь в 2010 году освободили свои должности. Новые главы Кобылкин и Комарова стали компромиссными фигурами между Москвой и местными элитами.

Всё вышеперечисленное говорит об особой силе финансово-промышленных игроков в округах, которые способны отставать свои интересы на всех уровнях власти. Кстати, у обоих нынешних губернаторов округов срок полномочий заканчивается в марте 2015 году. Позиции как Дмитрия Кобылкина, так и Натальи Комаровой весьма прочные как в глазах элит,  населения, так и в глазах Кремля. К слову, Кобылкин даже занимает первую строчку рейтинга губернаторов, составляемого близким к Кремлю Фондом развития гражданского общества. Так что вероятность проигрыша на всенародных выборах что одного, что другого нынешнего губернатора равнозначна победе, например, Навального на выборах президента страны. То есть этого просто не может быть, потому что этого не может быть.

Не место для риска

Так от чего же всё-таки тогда сейчас страхуются могущественные окружные элиты и федеральная вертикаль?  Похоже, что речь идёт о некоем пакте мира и закреплении статуса-кво. Любые всенародные выборы обычно подразумевают некие договоренности с местными элитами, в том числе с олигархами. Предприятия что нефтеносной Югры, что газодобывающего Ямала поделены не просто между местными «князьками». Там вовсю свои интересы имеют все основные мега-корпорации России: Газпром, Роснефть, Лукойл и т.д. Каждая из них не прочь пожертвовать n-ную сумму денег в фонд кандидата в губернаторы, а потом прийти и потребовать поблажек для своего бизнеса. Принятая система избрания глав округа теперь отметает такую вероятность от простого маленького благоприятствования интересам бизнес-империй до грубого коррупционного подыгрывания.

Сейчас, когда западные санкции стимулировали в России разработку новых точек экономического роста, но пока ещё не принесли реального результата, существующий поток налогов от продажи углеводородного сырья не может быть поставлен под угрозу. А это могла бы спровоцировать, например, конфронтация топливных компаний между собой при борьбе за влияние на главу региона. Все стратегические вещи лучше решать на высоком московском уровне, так чтобы были соблюдены прежде всего интересы государства.

Другой момент подстраховки заключается в исключении возможности «мутить» народ. Если, как было сказано в начале, вряд ли какой-то несистемный политик смог бы победить заказать прихожую по своим размерам или даже просто стать кандидатом на всенародных выборах, то некий «троллинг», как это сделали сейчас «эсеры» с принятым законом, вполне возможен. Очевидно, что инициатива такая может быть санкционирована какой-то лишь из системных элит, но последствия могут быть весьма непредсказуемые  для кормящей страну отрасли. Представляете, если конфронтация «тролля» в попытках шантажа фаворита выборов на поблажки для какой-то компании дойдёт до забастовки нефтяников?

Как дырка в оконной сетке не пропустит большого грызуна, но маленький комар может просочиться и попить крови, так и риск с игрой в демократию в таких стратегических регионах страны крайне нежелателен. Примечательно, что кандидатуры для обоих регионов теперь предлагать президенту будет губернатор Тюменской области. В этом году таковым переизбрался Владимир Якушев, считающийся ставленником прошлого главы области Сергея Собянина и продолжающий его линию. Последний, в свою очередь,  человек прежде всего Путина, а не каких-то иных групп влияния. А значит и на этом уровне будет соблюден баланс сил влияния и государственный интерес.

Теги: Владимир Путин

Добавить комментарий