Как бесконечно бухать, торчать и любить Россию?

710222453_8208375346601637963-9666018

«Кто-то жрет таблетки, а кто-то колется, я лично бухаю, но могу ускориться», — пел на MTV небритый тип бандитского вида про свою любовь к крепкому алкоголю и наркотикам стимуляторной группы. Это был 2002 год — путинское поколение еще не сформировалось, в отличии от поколения MTV.  Пелевенский Generation «П», как тогда думали — это про «Pepsi. Пейджер. MTV», а вовсе не про «Путин. iPhone. Facebook». Сергей Шнуров — это какой-то андеграундный алкаш, а не культовый голос поколения.

Вся культовость Шнурова заключается в том, что он наравне с Пелевиным описывает и предвосхищает Пустоту. Только делает это доступнее и с большим охватом. Своей аудитории он споет про «менеджера среднего звена» еще до того, как она погрязнет в ежемесячных отчетах и потребительском кредите. Тем, кто «плывет против течения» он расскажет «чего стоит свободное мнение». Для повышения капитализации «последний певец демократии» споет про Химкинский лес. Ну и конечно, для корпоративов и особо важных слушателей заготовит телегу про то, что «кандидаты — пи…ры».

С появлением социальных сетей летописец путинского поколения в принципе избавил многих своих слушателей от необходимости читать новости: за последний год кажется он не пропустил ни одного важного информационного повода: Крым, запрет фуа-гра, «весь туризм пойдет к х…м».

И вот наконец новый клип про патриотизм шкаф распашной на заказ .  «Для страны своей немало сделала я очень смело. Перестала есть я сало и футбол сама смотрела», — говорит он устами своей лирической героини в кокошнике и за рулем Bentley. И припев: «Я четко патриотка».

При этом эксплуатируя и в хвост и в гриву актуальную повестку, Шнуров выглядит органичнее и приятнее музыкантов «с гражданской позицией». Публично уничижая все стороны баррикад, погружая всех вокруг в Пустоту, он выглядит внушительнее сторонника Новороссии Александра Ф. Скляра. И живее «Би-2», с их антивоенной нудятиной.

Проблема ведь не в симпатии к тем или иным исполнителям, отношению к войне на Украине или политических взглядах. Все дело в позиционировании и простите за грубость — маркетинге того или иного продукта массовой культуры.

И, говоря о маркетинге, надо понимать, что эксплуатировать можно любую популярную тему, музыканты же должны получать деньги за свой труд, тем более на российском рынке зарабатывать деньги с пластинок гораздо труднее, чем на западном. В недавнем клипе Би-2 «Хипстер» британский флаг, узкие джинсы и Киркоров в кадре смотрелись органично и со вкусом.  А вот проступающая кровь на фоне патетических антивоенных куплетов — нет.

Любители рыночного подхода могут убедиться в этом, взглянув на количество просмотров всех трех клипов на You Tube. Свежий клип Ленинграда уже почти нагнал и скоро перегонит по этому показателю и Скляра, и Би-2.

Дело в том, что контркультурная повестка, всегда являлась одним из успешных рекламных  приемов. Антиглобалистские фильмы против корпораций фастфуда, рок-баллады против ГМО… Любая революция сразу после поедания своих детей идет на панель. Ну или ложится на прилавок в виде маечки с Че Геварой.

Никакая кровавая рука не тянется придушить музыкантов за их позицию. Но этого мало — из современных музыкальных явлений нам во всем мире известны только Тату и Pussy Riot.  Государству мало обеспечивать свободу творчества для художников — нужно еще как минимум понимать, с помощью каких механизмов оно может стимулировать разнообразные культурные процессы. Хотя бы чтобы потом транслировать русскую культуру на весь мир. Чтобы Саркози еще раз имел возможность рекомендовать почитать или послушать министрам что-то кроме биографии Лимонова.

И про Европу — раз она так оскорбляет нас бородой Кончиты Вурст, Россия может ответить Сергеем Шнуровым. Он сам разберется, что демонстрировать со сцены третьесортного конкурса.  Думаю, этой небритости напугаются даже геи.

И, главное, он будет воспринят этой Европой.  «Обратила внимание на «Ленинград», после того, как моя 6-летняя сестра, стала напевать какой-то очередной похабный шнуровский мотив. При том, что Беатриче никогда не была в России и плохо говорит по-русски — это мне показалось симптоматичным», — пишет итальянская художница русского происхождения Karolina Mitra Liusikova.

Любовь к России простирается дальше, чем стотысячные марши и огромные полотнища знамен, и она глубже, чем поддержка официальной повестки. И перехват контркультурной повестки демонстрирует то, что современную Россию любят даже те, кто по своему определению должен всё мешать с грязью. А это очень мощная поддержка.

Теги: Венский бал в москве

Добавить комментарий