Нас здесь не было

vqneuffh-kopiya-3942596

Похоже, что хрупкий вопрос о хранении персональных данных вышел на новый виток своего развития. На этот раз, правда, проблема не в том, как и что хранить, а что именно и каким образом это удалять.

Жаркий спор вокруг законопроекта о так называемом «праве на достоверную информацию», пока что даже не принятого, уже говорит о том, что ни о каком забвении конкретно этого прецедента и речи быть не может. Вопрос надолго повиснет в воздухе и будет муссироваться с отдельным смаком, тем более в  случае принятия закона. И, похоже, мы имеем дело с частными интересами лиц, которые рискуют быть задетыми.

Внесенный в Госдуму законопроект подразумевает реакцию на запросы частных лиц по удалению недостоверной или устаревшей информации о себе, не доводя дело до суда. Разумеется, запрос должен быть убедительным с точки зрения доказательств. Кроме того, операторов поисковых сервисов могут обязать модерировать информацию, то есть определять степень ее достоверности самостоятельно.По сути это не только облегчит жизнь тех, кто не хочет лишний раз «светить» своей старой страницей в  соцсетях или лишней ссылкой на форумах, но и облегчит сам поиск информации. Результат поискового запроса избежит огромного количества лишних ссылок, упоминаний, в том числе и прежде всего  фейковых.

Именно угроза фейковым новостям, разного рода вбросам так испугала наших либералов от информационного сообщества.

Первым усмотревшим опасность в новом законопроекте оказался крупнейший поисковик Рунета. Пресс-служба Яндекса не называет конкретных имен, но отчетливо дает понять, каким именно образом этот закон может причинить явные неудобства. То, что на первый взгляд кажется справедливым — Яндекс в данном случае выступает как агрегатор, и заказать шкаф купе по индивидуальным размерам всего лишь индексирует самые топовые новости, имеет и оборотную сторону. Не производя собственных новостей, поисковик балансирует на рейтингах новостных тем, соответственно заинтересован индексировать самую популярную информацию, в том числе и фейки. При этом надо понимать, что любой скандальный вброс в сети распространяется куда быстрее, чем достоверная информация, или даже опровержение этого самого вброса. Перестать индексировать фейки – значит неумолимо и поступательно терять аудиторию, и руководство поисковых систем это понимает как никто, поскольку количество вбросов, у Яндекса или того же Ramblera в  отдельные моменты просто зашкаливает.

Отечественный поисковик вообще быстрее всех откликается на то, что касается новостных «уток». Например, новость об отключении  продукции Apple в России с 1 января 2015 года  не просто взорвала новостную ленту, она продержалась там несколько суток. Это не говоря уже о постоянных опечатках, несовпадениях заголовков с новостями, неактуальных текстах, и прочих оплошностях, вроде скользкого упоминания «сталинских репрессий» в советском военно-патриотическом фильме «Добровольцы» (1958). Казалось бы, мелочь, хотя с  другой стороны кому надо, тот заметит.

Во всех этих случаях очень удобно списывать огрехи любого рода на технические задачи системы. Но при чем тогда все эти взывания к конституционному праву на получения информации и отсылки к «пользовательским неудобствам»? Ни при чем. Поисковикам нет никакого дела до персональных данных отдельных людей. С точки зрения агрегаторов – это проблема сугубо рейтинговая, о чем и умолчала пресс-служба Яндекса в официальном заявлении: «Если закон будет принят, доступ к большому массиву общественно значимой информации может быть затруднен. Кроме того, этот проект создает почву для многочисленных злоупотреблений.»  Умолчали комментаторы от Яндекса и о том, что нынешняя система индексирования «вслепую» наиболее оптимальна для поисковиков, — фактически  это частичный отказ от ответственности, поскольку чуть что – все вопросу к источнику, а мы только демонстрируем очевидное.

Оттого и упреки в избыточности, и отсылки к конституционному праву граждан и встречные предложения в  адрес законопроекта, который в случае одобрения претерпит еще множество изменений. Следом за официальными заявлениями начались локальные комментарии от блоггеров, и «экспертов» Рунета по поводу несостоятельности законопроекта. Главный тролль от либеральной общественности Антон Носик  уже заключил, что этот законопроект относится к сфере «чистейшей фантастики»: «С юридической точки зрения он является феерической нелепицей, а с практической означает прямую и немедленную угрозу для бизнеса любых поисковых машин на территории РФ.» . Господин Носик, будучи опытным специалистом по разного рода информационным вбросам, как никто понимает невыгодность положения, в  котором окажется в  случае принятия законопроекта о «праве на достоверную информацию».

Пострадают, к  слову, не только блоггеры. По логике законопроекта, который предполагает, что в сети останется только фактически достоверная информация, получается, что господину Навальному и прочим борцам за справедливость станет все сложнее апеллировать к лживости опубликованных сведений о нем, поскольку  крыть либеральной общественности будет не чем. «Они не смогли убедить даже «Яндекс», почему они должны убедить меня?»

Поэтому все взывания  к ненужности законопроекта, и затратам поисковых сервисов, которые повлечет за собою принятие законопроекта, как и аргументы в  пользу ненужности инициативы выглядят как превентивный механизм защиты, который срабатывает всякий раз, когда градус проблемы начинает подниматься.

Необходимо понимать, что в  случае если законодательную инициативу сочтут перспективной, начнется детальная разработка законопроекта. Жаркое же обсуждение проекта само по себе уже напоминает Туберкулиновую пробу, когда с при помощи антигена проводят наблюдение за местной реакцией, и определяют степень заражения. С  той лишь разницей, что в данном случае иголку еще даже не занесли, а воспаление уже началось. 

Добавить комментарий