Пожирающий класс

rrom-1075651

ВЦИОМ публикует опрос, согласно которому запрет на импорт части продуктов из США, ЕС и некоторых других стран поддерживает 84% россиян. Только 9%  россиян недовольны этими ответными санкциями, чаще других – москвичи, петербуржцы (таких 17%) и люди, не одобряющие работу президента (18%). Таким образом, ВЦИОМ ненавязчиво соединяет тему отношения к ответным продуктовым санкциям и тему политических установок, недвусмысленно намекая: недовольны продуктовыми санкциями преимущественно оппозиционно настроенные жители двух столиц – то самое сообщество приличных людей, кого в последние несколько лет принято называть «креативным классом».

Между тем, погружение в мир социальных сетей может создать прямо противоположное впечатление – недовольным там кажется, как минимум, каждый второй. Злость, сарказм, тревожные прогнозы, зависть, ненависть к «проклятому режиму», который теперь добрался и до еды, ехидные шутки о турах свободы в Беларусь – контент такого рода в изобилии производится раздражёнными потребителями. Хамон, пармезан и Макдональдс оказались очередными символами свободы для «рассерженных горожан». Ирония ситуации заключается в том, что именно продуктовый скандал – да и вообще вся санкционная история – оказались для т.н. «креативного класса» каким-то саморазоблачением.

Ещё в 2012 году, когда выражение «креативный класс» (позднее сокращённое для ехидного «креаклы») американского экономиста и социолога Ричарда Флориды начали применять для описания российских недовольных, я предложил другой термин – «говорящий класс». Действительно, никто еще не доказал, что «креативный класс» реально создаёт что-то новое – зато техникой презентаций и самопрезентаций, трансляций и обсуждений чужих смыслов он овладел в полной мере. Сейчас мы видим, что «говорящий класс» в реальности оказался ещё и классом пожирающим. Наблюдая за коллективной тоской о хамоне и пармезане понимаешь, насколько ложны были в 2011-12 годах страхи революции одних и надежда на неё же других: тоска по псевдоизысканной еде не может быть топливом революции, которая как раз и начинается с добровольного отказа от разного рода излишеств. Любая оппозиция, любая политическая борьба – это потери, и российские «рассерженные горожане» доказывают, что в этой борьбе они не готовы терять вообще ничего (с другой стороны, украинские «рассерженные горожане» в этой борьбе оказались готовы потерять целое государство, поэтому так ли уж плох российский выбор?).

Однако метафора пожирания оказывается несколько шире, чем тоска определённой части наших соотечественников по демонстративному и комфортному потреблению. «Пожирающий класс» — во многом более точное название для той группы людей, которую некоторые консервативные аналитики и публицисты пытались осмыслить через образ «пятой колонны», «шестой колонны» и других колонн с номерами. Посмотрим внимательнее: если зарождаться «пожирающий» (он же – «говорящий», он же – «креативный») класс начал в период первого и второго путинского срока, то окончательное самосознание и, отчасти, групповое и организационное оформление он получил за время т.н. «медведевской оттепели». В вульгарной трактовке «медведевская оттепель» была предназначена для расширения пространства либеральных свобод, самовыражения и прочих прекрасных вещей по западным образцам. В реальности же за всем этим стояла иная потребность, которую в политическом языке того периода было принято называть потребностью в инновациях и модернизации. Было понятно, что страна накопила ресурсы на экспорте нефти и газа – и что такое положение дел гардеробная комната на заказ недорого в москве нельзя считать ни вечным, ни удовлетворительным. России нужен был качественный скачок в развитии инновационных производств, в создании новых рынков, новых бизнесов, новых смыслов. Именно с этой целью развивали и прокачивали будущих «рассерженных горожан», которые должны были стать не «говорящим», а действительно креативным классом.

И что же в итоге? В итоге, когда ситуация в мире ухудшилась, когда Россия ввязалась в санкционную войну и возникла необходимость в опоре на внутренние силы, выяснилось, что «говорящий класс» просто проел ресурсы, накопленные в «тучные путинские годы». Нам нужны новые технологии, новые производства, новые смыслы, новые перспективы. Но все усилия «говорящего класса», все его интеллектуальные и организационные интенции и инновации были направлены на создание проектов и инфарструктур, завязанных на комфортное потребление. Что они делали эти годы? А вот: создавали приложения для смартфонов, открывали шоурумы и бургерные, завозили в Россию «экологическую еду», занимались «блогерством» и «продвижением в соцсетях», фланировали по площадям и делали «селфи». организовывали «стартапы». Кстати, слово «стартапер» за эти годы стало ругательным: раньше так называли перспективного начинающего бизнесмена и изобретателя, сейчас – нагловатого недоученного молодого человека, который украл на Западе идею мобильного приложения и пытается по простоте душевной впарить его российским инвесторам. Большая часть того, что придумал за эти годы «говорящий класс» оказалось выстроено вокруг сферы услуг и потребления, завязано на тесную интеграцию с Западом на позициях заимствования и зависимости и никаких шансов России не предоставляло.

Теперь Россия обращается к «креативному классу» с вопросом: ребята, начинаются сложные времена, открывайте ваши креативные закрома, что же вы создали? Возможно, чиновники плохи. Возможно, у политического класса всё получилось не так, как задумывалось. ОК, но скажите, дорогие «креативные», а что за это время сделали вы? И «креативные» дают России ответ. Выходят бородатые хипстеры и «стартаперы». Выносят бургер. Выносят инстаграмм. Выносят три десятка мобильных приложений. Выносят «селфи». Выносят «гик-пикник». Выносят он-лайн СМИ, презирающие  большинство россиян и презираемые этим большинством. Выносят радужный флаг. Выносят несостоявшееся «Сколково». Выносят «стартапы» с задранными бюджетами без бизнес-планов. Выносят «шоурум». Выносят переписанные у западных мыслителей тексты. Выносят свободный вай-фай. Выносят пачку белых лент и несколько популярных блогеров. Будущее России они видели именно так, ресурсы и деньги были потрачены на это.  «Говорящий класс» фактически сожрал собственное будущее и стал классом пожирающим.

И печально, что «пожирающий класс» этого никогда не признает, потому что у него есть потрясающей силы отговорка: виноват Путин. Это очень удобно, когда во всём виноват Путин, можно позволить себе что угодно — ведь во всём виноват Путин. Хотя прилично было бы сказать: да, уважаемые политики, мы недовольны вами, но у нас не получилось тоже. Мы ели бургер, делали селфи и зарабатывали деньги, вырастающие вокруг нефтегазовой трубы, а теперь нас лишили части привычной еды и мы недовольны.

Сейчас, в ситуации выявления ценностных приоритетов «пожирающего класса», какой может быть его стратегия? Для ответа на этот вопрос важно понимать, что «пожирающий класс» — не только смешные «студенты», «хипстеры» и «стартаперы». Это часть городского среднего класса, менеджеры среднего звена и топ-менеджеры, люди, находящиеся на важных должностях в бизнесе, госкорпорациях, истеблишменте. Часть из них принимает решения, часть их готовит. Уличную борьбу они проиграли, теперь в борьбе за комфортное потребление, за сохранение статуса и доступа к деньгам, за сохранение социальной сегрегации (отделение «приличных людей» от «плебса») они могут перейти к стратегии прямого саботажа решений, направленных на изменение ситуации, на усиление дискомфорта – а автономизация и усиление российских позиций с определённого момента будут доставлять «пожирающему классу» ощутимый дискомфорт. И России еще предстоит понять, что с этим делать. Ну и конечно, создавать – вместо «пожирающего класса» —  «креативный класс 2.0». Российскому будущему он ведь и правда необходим.

Добавить комментарий