Недоверие к власти, ожидание подвоха и стремление во всем видеть логику некоего чуть ли не оккупационного правительства – такова жизненная и моральная позиция огромного количества отечественного «креативного класса», стремящегося, на волне идеологической инерции противостояния России и Запада вскочить в вагон уютной и хаотично бескомпромиссной критики власти. Каждый божий день мы слышим то о плачевном состоянии промышленности, то о разваливающейся армии, то о варварской пенсионной системе. Особым пунктиком в этой войне дискурсов, без конца и края, выступает тема здравоохранения, которой, с одной стороны, постоянно сравнивается со сферическим конем в вакууме, коим уже давно стала для отечественного креакла западноевропейская медицина. А с другой, постоянно муссируется тема низкого качества российских государственных медицинских услуг делается вывод о том, что в «этой стране» каждый должен спасаться из цепких лап государственного Мордора и мигрировать в сторону цивилизованной но дорогой платной медицины.
Апофеозом этого бурления в интернете стало недавнее обсуждение обнародованного московским Департаментом здравоохранения планом оптимизации и сокращения столичного коечного фонда, в результате чего фактически будет закрыт ряд филиалов московских больниц, часть присоединена, а персонал соответственно либо уволен, либо переведен на новое место работы.
Не скрою – поначалу ситуация выглядела как откровенное издевательство над медиками и пациентами. Социальные сети заполонили сканы официальных писем с предложениями, например, врачу-гинекологу занять вакантное место уборщицы или санитарки и подобные этому неприятные эксцессы. Однако абстрагируясь от конкретных перегибов, разгильдяйства и чиновничьего хамства на местах, хотелось бы посмотреть на картину шире, понять логику и ключевые моменты предстоящей реорганизации столь сложной и социально-важной сферы как московское здравоохранение.
Итак, начнем с того, что зловещий план, на который ссылаются сторонники теории о том, что Собянин и Печатников решили уморить москвичей, на самом деле планом реорганизации вовсе не является. Документ опубликованный Российским медсервером является лишь набором предложений одной из экспертных групп, которые были привлечены московским правительством для оценки состояния дел в столичной здравоохранении. Тот же московский вице-мэр Леонид Печатников, отвечающий за социальную сферу уже заявил о том, что есть и более жесткие варианты, предполагающие более кардинальные меры по отношению в первую очередь к малозагруженным городским лечебным учреждениям.
И вот тут-то и начинается самое интересное. Во-первых, как выясняется у многих больниц крайне неэффективные стационары – так, есть учреждения, где так называемый оборот коечного фонда равен цифре 9. То есть за год через условную «койку» прошло лишь девять человек. Та же история и со средней зарплатой медперсонала. После анализа оказалось, что в столице есть клиники где таковая составила 13-15 тысяч рублей. Спрашивается, а как же живут на эти деньги врачи и медсестры в Москве? Ответ нет, разве что закрадываются нехорошие мысли относительно поборов с больных. По программам модернизации здравоохранения закупается дорогостоящее оборудование, но его банально не на ком использовать – оборот больниц слишком мал. Многие реорганизуемые больницы, по сути, были как бы огромными поликлиниками с функциями стационара. Очевидно, что в условиях оптимизации столичного бюджета и вступления в силу с 2015 года новых законодательных норм большой шкаф в гостиную относительно системы ОМС так далее продолжаться не могло.
Закон, упомянутый выше, также стал одним из катализаторов принятия решения о старте процесса реорганизации московского здравоохранения. Дело в том, что с 1 января 2015 года вся медицина окончательно переходит на финансирование по ОМС и теперь медучреждения будут располагать только теми деньгами, что сами заработают. Государство сможет финансировать только капремонт зданий и закупку медтехники стоимостью свыше 100 тысяч рублей. Естественно, что в таких условиях более выгодно создавать многопрофильные стационары и лечебные комплексы, которые будут обладать большими возможностями в сфере самофинансирования. Хорош этот закон или нет? Может и нет, идея переводить все на коммерческие рельсы не нова и отдает душком 90-х годов. Но это закон, который надо исполнять. К тому же непонятно почему тогда либералы столь яростно критикуют оптимизацию московской медицины – ведь коммерциализация и передача социальных функций на откуп рынку это их одна из основных идеологических мантр.
Что же остается в сухом остатке? Во-первых, московскую медицину рано или поздно все равно пришлось бы начать переводить на более эффективные рельсы. Созданный Лужковым в Москве локальный социальный «рай» не мог длиться вечно, Москва не метрополия, а Россия не колония, чтобы дотировать каким-то особым образом московскую «социалку», сохраняя в ней следу социализма. Во-вторых, перегибы на местах нужно безусловно устранять. Принижение роли профсоюзов медиков, необоснованные сокращения – по каждому факту нужно спокойно и без истерики разбираться. Кстати, мог бы помочь тот же Общероссийский народный фронт, провести независимый мониторинг настроений с среде медиков, и «вправить» мозги чересчур наглым и безответственным чиновникам на местах.
Ну а вместо визга и клекота либералов в соцсетях, настоящей конструктивной общественности следует более активно следить за процессом реорганизации здравоохранения. Ведь это именно нам здесь жить, растить детей и как это ни печально стареть. И качество медицины стоит сделать одним из важнейших критериев комфортной жизни в целом. Пойдет ли реструктуризация московской медицине на пользу – мы увидим уже в ближайшее время.
Теги: Общероссийский народный фронт