15 октября в Госдуму внесен закон о территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) регионов Дальнего Востока, ускорить принятие которого президент поручал правительству еще 11 сентября («в срок до 15 октября» – успели!).
И в этом законопроекте мы наблюдаем продолжение линии, обозначенной с упразднением Минрегиона и основанной на стратегии точек роста с ручным управлением. А ручное управление это, можно сказать, парадигма отечественной школы государственного менеджмента, оно работает лучше … в общем у нас в стране оно Работает, почему бы не взять как инструмент.
Опыт Южной Кореи, Китая и Сингапура взяли за пример для разработки нового типа особых зон — ТОР — там тоже каждая особая территория создана и управляется на основании правового акта высшей силы (в нашем случае — это федеральный закон), дающего существенные исключения из общих правил регулирования в сфере земельных отношений, заказать шкаф распашной по своим размерам предпринимательской, инвестиционной деятельности, налоговых, таможенных режимов и т.д.
Для управления каждой ТОР Минвостокразвития будет учреждать подконтрольную управляющую компанию (АО со 100% государственным участием), которая будет застройщиком и эксплуататором объектов инфраструктуры ТОР (газ, вода, свет, мусор, связь и т.п.), а также, одновременно с этим, многофункциональным центром по предоставлению всех госуслуг, необходимых для резидентов этой территории. Это уникальное явление в системе госорганов.
Кроме этого в ТОР могут создаваться специальные подразделения других федеральных органов: МВД, ФМС, МЧС, налоговой и таможенной службы, министерства юстиции, санитарного и потребительского надзора и т.п. При этом предоставлением земельных участков и разрешениями на строительство будет заниматься непосредственно Минвостокразвития. Надо понимать, что это не от большой эффективности местных властей, а оргвыводы в чистом виде: сейчас в ДВФО показатели по всем разрешениям на строительство, на подключение одни из худших по стране — это недавно признавал сам Медведев.
После установления статуса ТОР на отдельно взятых территориях, их резиденты получат: льготы по аренде, особое налогообложение, плановые и только совместные проверки и не дольше определенного времени в год, приоритетное подключение к ЖКХ, госуслуги прямо на месте, таможню по правилам свободной таможенной зоны, освобождение от налога на имущество и земельного налога.
Для организации производства в ТОР не потребуется оформление разрешений на использование иностранной рабочей силы и учета квот на неё. Для регионов Дальнего Востока, где работают сотни тысяч китайцев, но преимущественно в торговле (и много нелегально), более чем оправданная мера. Это попытка дать отечественным предпринимателям, размещающим мощности в Китае, схожую возможность организации производства по нашу сторону границы. Прибавим к этому возможность льготной таможни для привозимого сырья и дополнительные компенсации оплаты труда и оплачиваемые отпуска на территориях Крайнего севера.
Законопроектом предполагается создание сети ТОР в первые три года на Дальнем Востоке, а потом и на всей территории России. Почему Дальний Восток идет первым вполне понятно — у него под боком целая куча наших партнеров по Азиатско-Тихоокеанскому региону, которые имеют сейчас лучшие условия ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности, и с которыми мы всё больше сближаемся.
Хоть экспорт Дальнего Востока за рубеж и превышает импорт в 2,5 раза, но этот экспорт преимущественно сырьевой. А импорт — это наше же сырье, переработанное у соседей. Китай нам теперь большой друг конечно, но своя экономика нам дороже, а сближение с ним уже некоторые расценивают как «первый шаг, чтобы быть съеденным». Вот и планируют устранять дисбаланс, делать приграничные территории конкурентоспособнее, чтобы перерабатывать свой лес и углеводороды хоть и на пару сотен километров ближе, но уже на нашей стороне границы.