Рецепт демонстрации паники

Прошедшая неделя доказала — никто до такой степени не уверен в стабильности российской экономики, как наши родные коммерсанты. Ведь они придумали потрясающий способ увеличить продажи — на слухах о кризисе. Предлагаю проследить за событиями, которые едва не спровоцировали под Новый год панические настроения, а заодно и за методами, с помощью которых они будут поддерживаться еще некоторое время.

Шаг первый: «Черная пятница»

Помните, в конце ноября, когда еще курс популярных валют не предвещал невооруженному взгляду потребителя роста, большинство информационных агентств облетела новость: «В Россию пришла «черная пятница». Ничего страшного в этом тогда не усматривали. Просто российские ретейлеры восприняли ставшую для европейцев и американцев традиционной идею, устраивать под новый год распродажи.

Наиболее основательно к организации распродаж подошли крупнейшие торговцы электроникой и бытовой техникой. В одном из главных героев нынешних сообщений об ажиотаже — «М-Видео» — уже тогда констатировали ошеломляющий рост продаж. Глава пресс-службы этого крупнейшего торговца техникой Антон Пантелеев сообщил в начале декабря: в рознице продажи увеличились на 84 процента, а средний чек — на 40 процентов. В другой беседе с журналистами он также заявил, что «черная пятница», это «отличный старт для предновогодних акций». До сих пор, если верить сайту ретейлера, он предлагает значительные скидки на некоторые модели телевизоров.

Впрочем, PR-менеджер слукавил. В другом интервью, данном им деловому изданию «Ведомости» читаем об особенностях нынешних распродаж. Они, по словам Пантелеева, впервые стартовали не с конца ноября, а постепенно набирали обороты с конца ноябрьских праздников. Точно ли рассчитали ретейлеры количество необходимого для покрытия спроса товара, не уточнялось и не уточняется.

В материалах, посвященных этой особенности организации продаж, читаем и первые намеки на переход к следующей фазе управляемого ажиотажа. Анонсируя масштабную распродажу в «Эльдорадо» коллега Пантелеева из этой сети, Ирина Цеплинская подчеркнула, что наблюдающие за скачками валютных курсов потребители «предпочитают сделать покупки раньше, опасаясь роста цен».

Параллель. «Операция ликвидация»

Пора предновогодних распродаж совпал еще с одним явлением современной российской сетевой торговли – ликвидацией нерентабельных магазинов. С начала года специалисты фиксировали стагнацию, и даже некоторое проседание на рынке ретейла. В результате чего многие сетевики вынуждены были принять решение о ликвидации убыточных торговых точек.

Например, сеть обувных магазинов Zenden опубликовала список аж из 96-ти магазинов «под ликвидацию». Как правило, это торговые точки, расположенные в арендованных помещениях в средних городах. Впрочем, скидки выше 70 процентов на «ликвидируемые» товары значительно простимулировали спрос на них. Потом эти магазины стали фигурировать в «кризисной хронике». Так, например директор Zenden`а в Великом Новгороде заявила одному местному деловому изданию: «Вероятно, граждане, которые не успели перевести свои рублёвые накопления в валюту, ожидая полный обвал рубля стремятся вложить в одежду и обувь».

Шаг второй: «Спешите покупать!»

Продолжаем наблюдение. После «черной пятницы» риторика пиарщиков торговцев меняется в сторону предсказаний роста цен после Нового года. К этому подстегивают их и аналитики, публикуя результаты социологических исследований покупательского поведения на фоне еще пока слухах о кризисе. Фонд «Обществнное мнение», например, выяснил, большая часть россиян предпочитают траты сбережениям. В первую очередь, опасаясь роста цен, мы предпочитаем совершать отложенные дорогостоящие покупки. К таким товарам бытовая техника как раз и относится.

«Эксперты» из числа уже знакомых нам пиарщиков торговых сетей бытовой техники и электроники подливают, что называется масла в огонь. шкафы на заказ по размерам заказчика «В целом цены на электротехнику могут подняться на 5-15 процентов, а в некоторых категориях товаров – на 40 процентов», — говорит Антон Пантелеев. Конкуренты из «Эльдорадо», видимо, решив перещеголять «М-видео» в пессимизме, ставят на рост в 80 процентов. Можно поискать, и найти, сходные заявления PR-служб и других продавцов.

В итоге, их усилиями была создана ситуация, в общем-то, классическая для распродажи. Покупателю предоставляется минимальное время для принятия решения о покупке по «специальной цене». Более того, завершение распродажи было поставлено в зависимость от внешнего фактора, природу которого мало кто из граждан, не имеющих специального экономического образования, понимает. И, люди, уже разогретые «черной пятницей» двинулись за покупками.

Шаг третий. «Мат на банкомат»

Для того, чтобы купить вожделенную много месяцев плазменную панель со скидкой в 70 процентов, разумеется, нужны деньги. Попытки снять их с банковских карт или расплатиться ими в магазинах в массовом порядке «подвесили» систему Сбербанка РФ, как самого популярного. Банкоматы самого крупного банка России и ранее отключались целыми городами, как правило, перед государственными праздниками или просто в дни авансов и получек градообразующих предприятий. Ну, примерно так же, как логистика крупнейших сетевых торговцев в итоге не справилась с ажиотажным спросом на предновогодних распродажах.

Очевидно, электронная система его просто не справляется с этим статусом после недавнего массированного расширения их сети, которое также завершилось в уходящем году. И об этом хорошо известно «жителям» интернета из сетевых проектов, вроде «Блогеры против Сбербанка».

Демонстрация монстрации

Думаю, внимательные читатели уже поняли, каким образом можно в этой ситуации сделать эффектное селфи на фоне очереди или сфотографировать неработающий банкомат Сбера.

Для этого сетевому активисту нужно просто выяснить, какой из магазинов предлагает в настоящее время наиболее ошеломляющие предновогодние скидки. Как правило, списки магазинов доступны на сайте той или иной коммерческой сети. Интересно будет также посетить и ближайшие к этим магазинам банкоматы, скорее всего не будут справляться с потоком желающих именно они.

А уж если позвонить всем знакомым, как это делают завзятые шопоголики, предупредив, что «ночью дешевле», то толпа покупателей возникнет почти наверняка. И первые же сообщения в сети, поданные в нужном ключе, с непременным тезисом «а власти скрывают», запустят маховик самовоспроизводящейся паники. Дальше его будет раскручивать каждый технический сбой, подаваемый как доказательство необходимости «куда-то вкладывать рублевые накопления».

Подольют масла в огонь и меры, действительно предпринимаемые торговцами и банкирами для того, чтоб обезопасить себя от кризисных явлений. Которые происходят совершенно в другом месте и вряд ли серьезно касаются среднестатистического гражданина.

Добавить комментарий