Днём 20 октября одним русскоязычным СМИ в мире стало больше. Часть бывшей редации «Ленты.ру» во главе с бывшим главным редактором издания Галиной Тимченко запустили в Риге новостной агрегатор, предпочитающий «журналистике мнений журналистику фактов». По замыслу главного редактора сайта сутью сайта является предоставление читателям «необходимого информационного минимума».
Что можно сказать о «необходимом информационном минимуме» проекта после первого дня работы и какие заголовки ждут нас впереди?
История проекта началась задолго до его официального запуска. Первой федеральной новостью, так или иначе связанной с «Медузой», стала информация о разрыве финансовых отношений с Михаилом Ходорковским. С тех пор максимум, что нам стало известно об инвесторах, — это то, что, по словам Тимченко, они не публичные люди, некоторые из них из России, другие — нет, они не имеют отношения ни к политике, ни к медиа.
Как можно догадаться, денежные знаки не возникают из ниоткуда и не пропадают в никуда (хотя с последним наверняка можно поспорить). И надо быть крайне наивным человеком, чтобы представить себе такую ситуацию, когда где-то в России (и не только) есть «непубличные люди», которые согласны фактически жертвовать (новостной портал, приносящий прибыль инвесторам — это скорее исключение на отечественном медиаполе, чем правило) свои капиталы на создание «независимого» издания, оперирующего только фактами и представляющего дистиллированную картину мира без оценочных суждений или смысловых перекосов в ту или иную сторону.
Если затрагивать ситуацию с нераскрытием инвесторов в СМИ, можно припомнить запустившийся недавно сайт «Медиазона», сделанный под фонд бывших участниц «Пусси Райот» Алёхиной и Толоконниковой бывшим главным редактором «Русской Планеты» Сергеем Смирновым. Правда, в отличие от г-жи Тимченко, «Медиазона» немного приоткрывает завесу тайны. «Нас поддерживают многие известные культурные, общественные и правозащитные организации. Такие организации, как музыкальные фестивали Роскилде и Райотфест, фонды The Voice Project, Woman in the World и Cinema for Peace . Чем занимаются эти грантодатели и общественные организации в России — всем и без объяснений понятно.
«Ничего личного. Только факты», — с таким слоганом на Youtube-канале «Медузы» в последнюю неделю перед запуском появлялись видеоролики про главных ньюсмейкеров русскоязычных СМИ. Про эти ролики мне захотелось упомянуть отдельной строкой, просто потому, что они оказались прекрасной иллюстрацией когнитивного диссонанса, в который время от времени повергают читателей люди, делающие СМИ, выступающие за всё хорошее, и против всего плохого. Люди, предпочитающие «журналистику мнений» «журналистике фактов» в каждом рекламном ролике дают по девять мнений о ньюсмейкере с пэкшотом «Ничего личного. Только факты». Но это было лирическое отступление запутанного читателя.
Яркой иллюстрацией «информационного минимума» является заголовок про «русскую подводную лодку» на главной странице сайта. Если вкратце, то 19 октября Министерство обороны Швеции объявило о «подозрительном судне», находящимся в территориальных водах страны. Официальный Стокгольм нигде не упоминает национальности объекта и об этом прямо говорится на официальном сайте шведского аналога Первого канала
Загадка магической трансформации «подозрительного судна» в территориальных водах в «русскую подводную лодку» сродни загадке существования общественно-политического издания, работающего на русскоязычную аудиторию, с нераскрытыми инвесторами.
Борьба за идею свободы распространения информации никак не может начинаться с пропагандистских штампов и сокрытия данных о своих инвесторах. Особенно, если речь идёт об общественно-политическом СМИ.
Наивно предполагать, что в условиях информационного общества может быть создано по-настоящему независимое ни от кого СМИ. Новости всегда являлись элементом пропаганды и контрпропаганды, трансформировались лишь способы их подачи. Хотя похвальное желание Тимченко занять нишу чуть менее демшизового, чем «Слон» шкаф по индивидуальным размерам и иные проекты Винокурова, СМИ действительно могло бы иметь место ещё несколько лет назад.
Согласно информации «Форбс», ни один из ресурсов медиахолдинга экс-владельца банка «КИТ-Финанс» за годы своего существования так и не смог принести своему владельцу операционной прибыли. А статьи о бизнесе и экономике с ярко выраженной окраской (достаточно открыть главную страницу сайта и почитать заголовки: «Проклятие плохих долгов и невеселый 2015-й», «Как пройти сквозь мрак, или Старый новый кодекс русской интеллигенции» и так далее) для экспертов отрасли, готовых платить за контент (по мнению главного редактора издания), выглядят скорее как попытка оправдать собственную нерентабельность давлением со стороны властей.
Сегодня читатель в состоянии сам выбирать тот канал распространения информации, который его наиболее устраивает. Целью любого новостного медиа является донесение информации, фактов до максимально большого количества потребителей. В условиях свободного передвижения капитала, ситуация с медиахолдингом Винокурова становится ярким примером работы «невидимой руки рынка». На свободном рынке ресурсы всегда тратятся на развитие наиболее прибыльного производства, в данном случае — максимально прибыльного медиа. А когда покупателя (читателя) не устраивает предложение, он уходит к другому продавцу.
Если раньше выбор был лишь между несколькими кнопками на пульте, то сейчас количество кнопок изменилось в большую сторону, но они так и остались теми же старыми кнопками. Разница лишь в том, что некоторые из них для достижения известных целей до сих пор пытаются прикрываться такими словами, как «правда» и «честность». Это особенно удобно, находясь в юрисдикции сопредельного государства, где из русского есть только подводные лодки.