Sputnik — значит российский

710223107_4126711747159564009-4598007

В русле отстаиваемой сегодня Россией позиции создания альтернативного мира, альтернативной политики, альтернативной информации в этот понедельник был презентован проект «Sputnik»: 30 языков, 130 городов, 34 страны. В каждой стране по мультимедийному центру, с радиостанцией на локальных частотах, сайтом, новостным агентством и пресс-центром!

До сего дня способов доведения российской точки зрения до иностранного обывателя на его родном языке по большому счету не существовало. Даже созданная в 2005 году «Russia Today» за 8 лет при высоких рейтингах и заслуженном уважении стала доступна лишь для трёх языковых групп: английской, арабской и испанской. Этого, как показала практика, оказалось недостаточно.

События в Киеве зимой 2013-2014 показали слабость российских новостных компаний против общего хора западных агентств, вещающих откровенно анти-российскую картинку: российские снайперы, расстреливающие Майдан, — это только вершина айсберга. Стало понятно, что изменения нужно проводить в самой системе вещания — непосредственно из мультимедиа-центра в той стране, где находятся подписчики или слушатели ресурса. И эта амбициозная затея — тот же Euronews вещает на весь мир из небольшого городка недалеко от французского Лиона, а CNN из американской Атланты, да и предшественник «Спутника» «Голос России» вещал из Москвы.

В любой стране новостную повестку формируют 1-2 национальных информационных агентства и 2-4 вещательные компании. Большинство граждан страны пользуются услугами этих компаний и даже не задумываются про поиск альтернативных источников, ведь предоставленный материал, форма преподнесения, а главное – содержание их в целом устраивают. Даже наличие интернета и кабельных сетей существенно эту статистику не меняют.

Поэтому смысл Sputnik`а даже не в прямой пропаганде, он прячется намного глубже. Вот, к примеру, по данным американского новостного агентства IPS, в январе 2014 граждан США больше всего интересовали новости про звёзд шоубизнеса и гражданскую войну в Сирии, причём война была популярна не сама по себе, а на фоне обсуждения участия в этом конфликте США. Если вспомнить новостную ленту России, то у нас господствовали тоже две новости: подготовка к Олимпиаде и тот самый майдан в Киеве. Никаких пересечений в интересах граждан двух стран. Находясь же внутри страны-адресата, компания невольно становится своей: она говорит, думает, смотрит так же, как и кухарки, менеджеры и безработные. Знание текущих ожиданий аудитории о новостях изнутри создает возможности.

Во-первых, выдавать востребованную информацию. Например, кто знает, чем живёт сейчас Австралия? Что там вообще происходит? Никого, кроме самих австралийцев это не волнует. А между тем австралийская истерика вокруг Боинга продолжает портить нам кровь.

А во-вторых, перемежать этот поток местной повестки новостями, происходящими в России или затрагивающими её. Ведь есть масса болезненных для нашей страны тем, которыми нам хотелось бы поделиться со всем миром. Например, тем, что Крым попросился обратно домой сам, а не под прицелом, война на Донбассе – нам не нужна, и вообще мы не людоеды!

Конечно, уже скоро можно ожидать вала критики в духе руководителя Совета управляющих по телерадиовещанию США Уолтера Айзексона, считающего Россию и канал Russia Today врагом США, да и наши либеральные силы начнут вопить о разбазаривании бюджетных средств на пропаганду в разгар санкций и мирового финансового кризиса. Ну, что касается США, то им действительно есть о чём начать беспокоиться. А печься про деньги в текущих условиях как-то нерационально. Ибо сами санкции стали возможны только благодаря раздутой вполне определёнными силами истерии о российской военной угрозе. Будь у граждан стран, поддавшихся этой настроениям, доступ к противоположной точке зрения, многим премьерам, президентам и даже канцлерам едва ли хватило ораторских способностей заручиться поддержкой своего народа в этих непопулярных решениях.

Что касается извлечения прибыли, то здесь вопрос очень нетривиальный. Тот же CNN так и не сумел закрепиться в России и объявил о своём уходе с отечественного рынка. Здесь, несмотря на заверения компании, что причины кроются в ужесточении российского законодательства, на деле, всё может оказаться куда прозаичнее. CNN, несмотря на свою раскрученность является кабельной телесетью, что означает её доступность лишь по подписке. А низкий спрос на канал и высокая плата за ретрансляцию существенно ограничивает круг кабельных и спутниковых операторов, имеющих доступ к контенту. Отсюда невозможность канала извлекать прибыль ни из рекламы, ни из ретрансляции. Подобный негативный опыт CNN необходимо учитывать и молодому Спутнику. Пример же Russia Today наглядно демонстрирует возможность извлекать финансы не только из государства. К примеру, аудитория канала исчисляется сотнями миллионов по всему миру, причём, рейтинги Русия аль-Яум (RT на арабском) выше, чем у легендарной Аль-Джазиры. А онлайн вещание в Youtube, а в особенности количество просмотров отдельных роликов выводит канал на лидирующие позиции в мире. Эти факты позволяют сделать выводы о привлекательности Russia Today для тучных рекламодателей.

Так что у Sputnika есть и цель, и возможности, а бегство из России CNN демонстрирует, что Запад прекратил «атаку легкой кавалерийской бригады» и перешел мебель по своим размерам к обороне. Будем наступать!

Теги: День радио, Усадьба джаз

Добавить комментарий